«Нахимова» не наблюдаем

25 лет назад произошла крупнейшая морская катастрофа в послевоенной истории СССР

Хроника катастрофы

В 22.00 31 августа 1986 года круизный лайнер «Адмирал Нахимов» отошел от 34-го причала морского вокзала в Новороссийске. На борту — более 900 пассажиров из разных городов СССР, совершающих круиз Одесса — Ялта — Новороссийск — Сочи — Батуми — Одесса, и 346 членов экипажа.

22.20. Сухогруз «Петр Васев», идущий с грузом ячменя из Канады, приближался к границе зоны, регулированием движения судов в которой занимался дежурный лоцман Новороссийского порта. По существующим международным правилам судовождения «Нахимов» должен был пропустить «Васева», но дежурный лоцман порекомендовал поступить наоборот. Капитаны обоих судов с ним согласились.

22.47. Капитан «Нахимова» Вадим Марков дал указание изменить курс (слегка повернуть в сторону моря) и покинул мостик. За него остался вахтенный штурман А. Чудновский. «Петр Васев» тоже изменил курс, только в сторону порта. В отличие от своего коллеги капитан теплохода Виктор Ткаченко в это время был на мостике. Он как раз включил систему автоматической радиолокационной прокладки курса (САРП) и сосредоточился на ее экране.

23.05. Штурман Чудновский (позднее его тело будет найдено водолазами на дне в закрытой изнутри каюте) связался с «Васевым» по УКВ-связи и получил подтверждение: «Да, мы вас пропускаем». Однако суда продолжали угрожающе сближаться. С мостика «Нахимова» уже были хорошо видны рубка сухогруза и его острый нос. С «Васева» тоже была прекрасно видна ярко освещенная палуба лайнера, но капитан Ткаченко продолжал смотреть на экран САРПа, а не на море. На тревожные замечания подчиненного об опасном сближении он ответил: «Не паникуйте, штурман. Прибор показывает красивое расхождение!»

23.09. «Нахимов» свернул влево сперва на 5 градусов, еще на столько же, еще на 10 в тщетной попытке избежать столкновения. Только тогда капитан «Васева» отдал приказ «Полный назад!», но было поздно.

23.12. При скорости 5 узлов (8 км/ч) нос теплохода врезался в борт пассажирского лайнера почти под прямым углом.

Если бы не…

Когда обычно гибнут корабли? Или в шторм, или на войне. Чтобы в полный штиль при вполне приличной видимости и без всякого враждебного вмешательства на дно отправился крупный лайнер и 423 человека — именно столько погибло на «Нахимове», — было необходимо совсем уж невероятное стечение неблагоприятных обстоятельств. И оно, что называется, имело место. Все слагаемые катастрофы должны были сработать в строгой последовательности — и они сработали. Убери из цепочки одно звено — и все останутся живы.

* Теоретически «Нахимов» вообще не должен был встретиться с «Васевым» в тот роковой вечер. Но сухогруз шел в Новороссийск с суточным опережением графика, чтобы команда получила премию. А лайнер, наоборот, вскоре после выхода из порта был остановлен: ожидал, пока на борт поднимется начальник УКГБ по Одесской области генерал Крикунов.

* Если бы капитан «Васева» Ткаченко после столкновения отменил предыдущую команду «Полный назад», больших жертв удалось бы избежать. Нос сухогруза закупорил бы нанесенную им же рану и дал время эвакуировать пассажиров. Однако все случилось так, как случилось: корабли расцепились, и в пробоину площадью 90 квадратных метров хлынули воды Черного моря. И ведь если бы это был первый аналогичный случай в истории морских катастроф! Еще в 1893 году во время учений британской средиземноморской эскадры броненосец «Кемпердаун» протаранил и потопил собственный флагман «Виктори» — по той же самой причине!

* Если бы «Нахимов» не затонул через 7–8 минут после столкновения, спаслось бы куда больше людей. Но команда успела спустить на воду только одну шлюпку, а спасательные круги (чтоб не пропали!) были привязаны к своим местам металлическими тросами. Не пройдет и 15 лет, как экипаж подлодки «Курск» погибнет из-за того, что спасательная капсула будет (чтоб не потерялась!) намертво приварена к корпусу.

* Если бы на «Нахимове» была более современная система вентиляции, жертв было бы куда меньше. А так пассажиры нижней палубы, чтобы не задохнуться, были вынуждены держать иллюминаторы открытыми. Именно в иллюминаторы правого борта мгновенно хлынула вода, еще ускорив гибель судна.

* Если бы экипаж «Васева» активнее участвовал в спасении утопающих, погибло бы куда меньше людей. В 23.35 сухогруз передал в эфир: «Нахимова» не наблюдаю» и с тех пор поднял на борт всего 37 человек. Для сравнения: подошедший позднее маленький лоцманский катер (он как раз должен был провести «Петра Васева» к причалу) спас более 80 человек, отчего сам едва не перевернулся.

Эти «если бы» можно перечислять еще долго, да что толку?

Преступная халатность

В спасательных работах принимали участие не менее 60 плавсредств: рейдовые катера, буксиры, пограничные корабли, рейсовая «Комета». Курсанты Новороссийского военно-морского училища пришли на весельных шлюпках! С рассветом к поискам подключилась авиация. Последний, 836-й спасенный был обнаружен с воздуха лишь к 18.00 далеко в море.

Под водой, на 47-метровой глубине, в это время работали водолазы. Большое скопление погибших было обнаружено на прогулочной палубе «Адмирала Нахимова». Она была застеклена и стала смертельной ловушкой для большинства тех, кто на ней оказался. Из недр парохода было извлечено 279 разбухших утопленников. Тела 65 человек так и не нашли. За время операции по спасению погибли два военных ныряльщика.

Для выяснения причин катастрофы (в СССР ее на официальном уровне стыдливо именовали «аварией») в Новороссийск прибыл член политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев, будущий президент Азербайджана. Главной причиной было почти сразу названо «преступно-халатное отношение к своим обязанностям капитанов обоих судов». Лучше не скажешь, но родственникам погибших на «Нахимове» от этого не легче.

В год 25-летия катастрофы, 31 августа, как всегда, выжившие пассажиры и члены экипажа «Нахимова» соберутся в Новороссийске. Они выйдут в море на катере и спустят на воду венки. Панихида у памятника жертвам катастрофы начнется на мысе Дооб ровно в 23 часа 20 минут…

Судьба кораблей и капитанов

Ничто не связывало «Нахимова» и «Васева», кроме точки их столкновения с координатами 44 градуса 36 минут 15 секунд северной широты и 37 градусов 52 минуты 35 секунд восточной долготы. Первый был спущен на воду в Германии в далеком 1925-м и перед тем, как упокоиться на дне Черного моря, уже один раз тонул — в 1945 году подорвался на минах. Тогда он назывался «Берлин» и достался СССР по репарациям.

Сухогруз «Петр Васев» (назван в честь одного из начальников Новороссийского порта) был построен на другой стороне земного шара. В 1981 году он сошел со стапелей японской верфи и был на момент столкновения одним из самых современных советских судов. Кстати, «Васев» до сих пор бороздит всевозможные моря. Сейчас он называется «Орбит» и ходит под мальтийским флагом, изредка появляется и на «месте преступления» в Новороссийске.

Ничто, кроме одинакового срока — 15 лет — и помилования через пять, не связывало и капитанов «Нахимова» и «Васева». Первый — Марков — умер в Одессе в 2007 году. Второй — Ткаченко — эмигрировал в Израиль. В 2003 году он погиб при аварии яхты недалеко от Ньюфаундленда.