Президент Владимир Путин предложил «распечатать» Фонд национального благосостояния и потратить из него 450 млрд рублей на реализацию крупных инфраструктурных проектов. В их числе глава государства назвал высокоскоростную железнодорожную магистраль Москва — Казань, модернизацию БАМа и Транссиба, а также сооружение Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД).
Наша ключевая задача — уже в ближайшие годы снять многие инфраструктурные ограничения, которые буквально душат страну, не дают раскрыть потенциал целых регионов«, — справедливо заявил Владимир Путин. И предложил конкретные сроки реализации первоочередных проектов — до 2020 года.
Учтем, что перечисленные проекты должны будут финансироваться не только государством — у него денег не хватит. Одна лишь модернизация БАМа и Транссиба, по сегодняшним оценкам, стоит 560 млрд рублей, общая стоимость подмосковной автодороги (ЦКАД) оценивается в
Тем не менее сами предложения главы государства эксперты «Труда» считают весьма перспективными. И даже сравнивают с мерами, которые в
Кстати, курсом Рузвельта в современной Америке пытался идти Барак Обама, предложивший недавно сенату выделить 447 млрд долларов на масштабное строительство дорог и других объектов инфраструктуры методом общественных работ. Сенаторы не поддержали президента, напомнив, что подобную попытку уже делали в 2008 году, но она не принесла нужных результатов.
В России общественных работ на объектах инфраструктуры не планируется хотя бы из-за отсутствия массовой безработицы. Да и денег государство намерено выделить фактически лишь на «раскрутку» важнейших проектов. ВСМ Москва — Казань, которая пройдет через Владимир, Нижний Новгород и Чебоксары, положит начало строительству скоростных железнодорожных магистралей между крупнейшими промышленными и деловыми центрами страны. Ее вторая очередь должна будет дотянуться до Урала. Реконструкция БАМа и Транссиба задумана ради высокоскоростных грузоперевозок из Азии в Европу, что должно обеспечить стране доходы от транзита. Подмосковная ЦКАД призвана разгрузить Московский транспортный узел, задыхающийся от стекающихся сюда автотранспортных потоков.
Как считает президент Путин, соинвесторами проектов выступят частные организации и кредитные институты. А государство гарантирует инвесторам фиксированную доходность на вложенные средства в течение десятков лет. Это обеспечивает низкие риски и стабильные доходы, что всегда привлекает деловых людей. Но, видимо, с учетом имеющегося опыта строительства олимпийских объектов в Сочи и затрат на дальневосточный саммит АТЭС глава государства уже обмолвился: «В целом в проекты на территории нашей страны будет инвестировано до половины средств ФНБ». А в этой «копилке нефтедолларов» сегодня уже собралось 2,7 трлн рублей.
Однако хорошо бы на уже реализованных или заканчивающихся проектах приобрести еще один опыт — расследования немалых хищений, которыми до сих пор в России отличались практически все крупные стройки с участием государственных денег. Может, тогда даже самые гигантские объекты обойдутся нам значительно дешевле?..