Дорогой длинною...

На что Владимир Путин предложил распечатать кубышку

Президент Владимир Путин предложил «распечатать» Фонд национального благосостояния и потратить из него 450 млрд рублей на реализацию крупных инфраструктурных проектов. В их числе глава государства назвал высокоскоростную железнодорожную магистраль Москва — Казань, модернизацию БАМа и Транссиба, а также сооружение Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД).

Наша ключевая задача — уже в ближайшие годы снять многие инфраструктурные ограничения, которые буквально душат страну, не дают раскрыть потенциал целых регионов«, — справедливо заявил Владимир Путин. И предложил конкретные сроки реализации первоочередных проектов — до 2020 года.

Учтем, что перечисленные проекты должны будут финансироваться не только государством — у него денег не хватит. Одна лишь модернизация БАМа и Транссиба, по сегодняшним оценкам, стоит 560 млрд рублей, общая стоимость подмосковной автодороги (ЦКАД) оценивается в 300-350 млрд рублей. То есть только на эти проекты из казны может быть выделена лишь половина требуемых денег, а остальное придется изыскивать из «внутренних резервов». И совсем непонятно, что останется на сооружение скоростной магистрали Москва — Казань, общую стоимость которой железнодорожники оценивают в 928 млрд рублей, а из ФНБ обещают вообще мизер — 176 млрд рублей.

Тем не менее сами предложения главы государства эксперты «Труда» считают весьма перспективными. И даже сравнивают с мерами, которые в 30-х годах прошлого века принимал Франклин Делано Рузвельт для вывода США из Великой депрессии — крупнейшего экономического кризиса. Напомним, что «новый курс» президента Рузвельта — в отличие от курса его предшественника Герберта Гувера — основывался на активном вмешательстве государства в экономику, особенно в области развития инфраструктуры. Именно при нем были построены большинство знаменитых американских хайвеев, каскад гидроэлектростанций на реке Колумбия, появились лесозащитные полосы, спасающие почвы от эрозии (было высажено 200 млн деревьев), налажено массовое малоэтажное жилищное строительство с помощью ипотеки (благодаря чему более двух третей американцев переселились в собственные дома) и т.д.

Кстати, курсом Рузвельта в современной Америке пытался идти Барак Обама, предложивший недавно сенату выделить 447 млрд долларов на масштабное строительство дорог и других объектов инфраструктуры методом общественных работ. Сенаторы не поддержали президента, напомнив, что подобную попытку уже делали в 2008 году, но она не принесла нужных результатов.

В России общественных работ на объектах инфраструктуры не планируется хотя бы из-за отсутствия массовой безработицы. Да и денег государство намерено выделить фактически лишь на «раскрутку» важнейших проектов. ВСМ Москва — Казань, которая пройдет через Владимир, Нижний Новгород и Чебоксары, положит начало строительству скоростных железнодорожных магистралей между крупнейшими промышленными и деловыми центрами страны. Ее вторая очередь должна будет дотянуться до Урала. Реконструкция БАМа и Транссиба задумана ради высокоскоростных грузоперевозок из Азии в Европу, что должно обеспечить стране доходы от транзита. Подмосковная ЦКАД призвана разгрузить Московский транспортный узел, задыхающийся от стекающихся сюда автотранспортных потоков.

Как считает президент Путин, соинвесторами проектов выступят частные организации и кредитные институты. А государство гарантирует инвесторам фиксированную доходность на вложенные средства в течение десятков лет. Это обеспечивает низкие риски и стабильные доходы, что всегда привлекает деловых людей. Но, видимо, с учетом имеющегося опыта строительства олимпийских объектов в Сочи и затрат на дальневосточный саммит АТЭС глава государства уже обмолвился: «В целом в проекты на территории нашей страны будет инвестировано до половины средств ФНБ». А в этой «копилке нефтедолларов» сегодня уже собралось 2,7 трлн рублей.

Однако хорошо бы на уже реализованных или заканчивающихся проектах приобрести еще один опыт — расследования немалых хищений, которыми до сих пор в России отличались практически все крупные стройки с участием государственных денег. Может, тогда даже самые гигантские объекты обойдутся нам значительно дешевле?..