Сегодня открывается юбилейный Международный театральный фестиваль имени А. П. Чехова, посвященный 150-летию со дня рождения главного русского драматурга.
«В Москву, в Москву» Франка Касторфа
На спектакль театра «Фольксбюне» (Берлин) отправятся те, кому интересна современная европейская сцена. Франк Касторф — один из лидеров современной немецкой режиссуры, радикал и бунтарь. Про него никак не скажешь, что он относится к классике с излишним пиететом.
Несколько лет назад он привозил на Чеховский фестиваль скандальную постановку «Мастера и Маргариты», где некоторые герои разгуливали в чем мать родила, а большая часть действия происходила не на сцене, а на экране. «Трех сестер» режиссер тоже решил приземлить, соединив текст пьесы с чеховским же рассказом «Мужики», где похожий сюжет разыгрывается в более простой крестьянской среде.
«Тарарабумбия» Дмитрия Крымова
Зрелище для тех, кто устал от слов в театре. «Тарарабумбия» (Школа драматического искусства, Москва) — это фантастическое дефиле чеховских героев всех мастей. Дмитрий Крымов со своими
Перед зрителями проплывают целые компании Тригориных с удочками и Треплевых с забинтованными головами, а также поздравительные делегации советских артистов балета и огромное тряпичное тело виновника торжества. Искушенные театралы получат большое удовольствие, включившись в игру «угадай персонажа».
«Вишневый сад» Матса Эка
На этом спектакле любители драматического театра столкнутся с балетоманами. С одной стороны, Матс Эк — один из тех, кто определил лицо танца в XX веке. Он прославился своими авангардными прочтениями классических балетов: сделал Жизель пациенткой психушки, посадил Спящую красавицу на иглу и населил Лебединое озеро лысыми уродцами.
Однако в последнее время знаменитый хореограф все чаще ставит драматические спектакли, вплетая в них танцевальные номера. Но за Чехова Матс Эк берется впервые, так что от его «Вишневого сада» (Театр «Драматен», Швеция) можно ждать любых сюрпризов.
«Донка. Послание Чехову» Даниэля Финци Паски
Тем, кто готов свыкнуться с мыслью о том, что классическое наследие может превратиться в чистый цирк. Даниэля Финци Паску Москва давно полюбила за его нежные и лиричные цирковые представления. Этот режиссер мастерит свои спектакли из образов и сновидений. Главное тут — не захватывающие цирковые номера (хотя они тоже есть), а атмосфера и настроение. Послание Чехову («Театро Сунил», Швейцария) у Финци Паски получилось грустной и красивой сказкой о хрупкости и недолговечности человеческой жизни. Это поймет даже тот, кто Чехова никогда не читал.
«Дядя Ваня» Римаса Туминаса
Гостям Чеховского фестиваля, которые хотят увидеть главное событие московского сезона. Этот ироничный и жесткий спектакль Театра им. Вахтангова критики называют лучшей постановкой сезона.
Современная европейская режиссура здесь сочетается с великолепной и острой, на грани гротеска игрой звездной «сборной» театра — Людмилы Максаковой, Владимира Симонова, Анны Дубровской и Владимира Вдовиченкова. А для Сергея Маковецкого роль дяди Вани стала лучшей работой в его театральной карьере.
«Шерри-бренди» Жозефа Наджа
Художник и философ Жозеф Надж, работающий в Национальном хореографическом центре Орлеана (Франция), стоит в авангарде европейского
«Бесконечный сад» и «Многогранность» Начо Дуато
Ценителям современного танца. Спектакли гениального испанского
Но обе эти постановки настолько экспрессивны и выразительны, что ими можно любоваться, не задумываясь над содержанием.