Сегодня открывается юбилейный Международный театральный фестиваль имени А. П. Чехова, посвященный 150-летию со дня рождения главного русского драматурга.
На спектакль театра «Фольксбюне» (Берлин) отправятся те, кому интересна современная европейская сцена. Франк Касторф — один из лидеров современной немецкой режиссуры, радикал и бунтарь. Про него никак не скажешь, что он относится к классике с излишним пиететом.
Несколько лет назад он привозил на Чеховский фестиваль скандальную постановку «Мастера и Маргариты», где некоторые герои разгуливали в чем мать родила, а большая часть действия происходила не на сцене, а на экране. «Трех сестер» режиссер тоже решил приземлить, соединив текст пьесы с чеховским же рассказом «Мужики», где похожий сюжет разыгрывается в более простой крестьянской среде.
Зрелище для тех, кто устал от слов в театре. «Тарарабумбия» (Школа драматического искусства, Москва) — это фантастическое дефиле чеховских героев всех мастей. Дмитрий Крымов со своими
Перед зрителями проплывают целые компании Тригориных с удочками и Треплевых с забинтованными головами, а также поздравительные делегации советских артистов балета и огромное тряпичное тело виновника торжества. Искушенные театралы получат большое удовольствие, включившись в игру «угадай персонажа».
На этом спектакле любители драматического театра столкнутся с балетоманами. С одной стороны, Матс Эк — один из тех, кто определил лицо танца в XX веке. Он прославился своими авангардными прочтениями классических балетов: сделал Жизель пациенткой психушки, посадил Спящую красавицу на иглу и населил Лебединое озеро лысыми уродцами.
Однако в последнее время знаменитый хореограф все чаще ставит драматические спектакли, вплетая в них танцевальные номера. Но за Чехова Матс Эк берется впервые, так что от его «Вишневого сада» (Театр «Драматен», Швеция) можно ждать любых сюрпризов.
Тем, кто готов свыкнуться с мыслью о том, что классическое наследие может превратиться в чистый цирк. Даниэля Финци Паску Москва давно полюбила за его нежные и лиричные цирковые представления. Этот режиссер мастерит свои спектакли из образов и сновидений. Главное тут — не захватывающие цирковые номера (хотя они тоже есть), а атмосфера и настроение. Послание Чехову («Театро Сунил», Швейцария) у Финци Паски получилось грустной и красивой сказкой о хрупкости и недолговечности человеческой жизни. Это поймет даже тот, кто Чехова никогда не читал.
Гостям Чеховского фестиваля, которые хотят увидеть главное событие московского сезона. Этот ироничный и жесткий спектакль Театра им. Вахтангова критики называют лучшей постановкой сезона.
Современная европейская режиссура здесь сочетается с великолепной и острой, на грани гротеска игрой звездной «сборной» театра — Людмилы Максаковой, Владимира Симонова, Анны Дубровской и Владимира Вдовиченкова. А для Сергея Маковецкого роль дяди Вани стала лучшей работой в его театральной карьере.
Художник и философ Жозеф Надж, работающий в Национальном хореографическом центре Орлеана (Франция), стоит в авангарде европейского
Ценителям современного танца. Спектакли гениального испанского
Но обе эти постановки настолько экспрессивны и выразительны, что ими можно любоваться, не задумываясь над содержанием.