ТУРФИРМЫ "ЛОПАЮТСЯ"
Самый крупный скандал лета - ситуация, связанная с турецким туроператором Vasco и его московской дочкой "Детур". Теперь, месяц спустя, стало известно: отдых сорван у 6 тысяч россиян.
На момент банкротства в Турции находились более 500 россиян, еще столько же готовились вылететь в ближайшие дни, и еще около 5 тысяч туристов раскупили путевки до октября включительно.
Только прослышав о разорении туроператора, турецкие отельеры в Анталье в массовом порядке начали отказывать нашим туристам в расселении, выгонять из номеров и требовать повторной оплаты. Пропали трансферы: туристов никто не встречал и не провожал в аэропорт, приходилось заказывать такси, а некоторым - даже покупать новые авиабилеты.
Позже эксперты туррынка пояснили, что россияне в такой ситуации не должны были поддаваться на провокации владельцев отелей. Закон был на их стороне. Однако было уже слишком поздно: отдыхающим изрядно потрепали нервы, многие были согласны на доплаты.
Испорченным отпуском дело не закончилось. Теперь туристы ждут компенсаций."Детур" была застрахована на 10 млн. рублей. Уже понятно, что на всех пострадавших денег не хватит. В Ростуризме пообещали добавить к этой сумме страховые гарантии других туроператоров, которые перепродавали путевки "Детура". Как это будет выглядеть на практике, станет известно через несколько месяцев.
САМОЛЕТЫ НЕ ЛЕТАЮТ
Самое частое нарушение прав туристов - задержки рейсов. 10 мая около 200 россиян оказались "запертыми" в Бейруте в связи с начавшимися боевыми действиями. Авиакомпании, в том числе и "Аэрофлот", отменили все рейсы. Россиян три дня вывозили в соседнюю Сирию после просьбы посольства России в Ливане.
17 июня 207 человек, вылетавших из Болгарии в Москву, из-за поломки самолета задержались в аэропорту на 7 часов.
28 июня 150 российских туристов не могли вылететь из Туниса. Их доставили на родину лишь спустя 15 часов.
1 июля трое суток рейс "Аэрофлота" не мог доставить россиян из Мумбаи в Москву. Самолет сломался, а необходимых запчастей в Индии не оказалось. Пассажиров разместили в гостинице. После ремонта самолета они вылетели домой.
- Авиакомпания обязана помочь своим клиентам, - заверила "Труд-7" юрист Московского общества защиты прав потребителей Юлия Щекина. - Если авиакомпания отказывается, необходимо сообщить об этом в консульство, администрации аэропорта и в российские СМИ.
ГИДЫ ЛГУТ
Одно из главных напутствий, которое дают всем туристам в турфирмах перед поездкой: "Не рискуйте и не покупайте экскурсии на улице, берите их только у наших, проверенных гидов. В этом случае будет гарантировано качество экскурсии и безопасность, а в случае чего - выплаты по страховке". Однако, как выясняется, это полуправда.
1 мая в Египте попал в страшную аварию экскурсионный автобус с 40 пассажирами. Девять человек погибли, в том числе шесть россиян. Остальные отделались травмами разной степени тяжести.
Оказалось, что далеко не все туристы купили уличные туры. Журналистка из Санкт-Петербурга Наталья Липская и ее мама взяли тур у своего гида - представителя турфирмы "Мостревел" в Египте. Гид заверял россиянок: безопасность и качество экскурсии гарантировано. Только после страшной аварии туристки узнали, что это довольно распространенный бизнес у египетских гидов: взять тур на улице подешевле и продать его туристам подороже. А российские турфирмы за гидами уследить не могут или не хотят.
В ОТЕЛЯХ НАДУВАЮТ
Так называемый овербукинг, или перебронирование, - обычное дело на массовых направлениях отдыха (в Турции и Египте). Дотошный турист, заинтересованный в хорошем отдыхе, сначала долго выбирает страну, куда отправится, а затем отель, где будет жить. Однако если со страной его никто не обманет, то с отелем всегда может случиться подвох. Уже на месте выясняется, что свободных номеров в выбранном отеле нет и несколько дней или даже весь отпуск вам придется провести в другом отеле, возможно, даже меньшей звездности.
Ежегодно с этой проблемой сталкиваются сотни российских туристов. Они становятся заложниками отельеров, которые перестраховываются и подтверждают наличие номеров разным операторам.
- Гид привез нас из аэропорта в совершенно другой отель, оставил с чемоданами в холле и уехал, - вспоминает москвичка Мария Молчанова. - Мы самостоятельно на такси добрались до своего отеля, где выяснили, что резервация номеров на наши фамилии должна начаться только на следующий день. После долгих уговоров нас пятерых вместе с детьми поселили в двухместный номер. И только на следующий день расселили как положено.
АГЕНТЫ ЗАБЫВАЮТ ВСЕ
Часто в турфирмах просто забывают упомянуть или намеренно не сообщают о том, что время вылета и прилета может измениться. Для чартеров - это распространенное явление.
- Мы каким-то чудом приехали в аэропорт на три часа раньше положенного времени. А оказалось, что на наш рейс уже идет регистрация и через час он вылетает, - рассказывает москвич Александр Минаков. - Гид даже с нами не связался.
Туристы могут потерять из-за переноса рейса до двух дней отдыха. Предупредить эту ситуацию невозможно, к ней надо быть готовыми всегда. Хуже, если чартер улетит раньше, тогда придется покупать билеты самостоятельно.
Надо быть готовым и к тому, что агентства неправильно называют стоимость экскурсий.
Еще одна ситуация, в которой может оказаться любой турист по вине турагентства, - это отмена поездки по уважительной причине. Внезапная болезнь может изменить планы туриста на отдых, но, как показывает практика, не планы турфирмы. Отдых оплачен, и полностью возвращать деньги туристам готовы далеко не все.
С КАКИМИ ПРОБЛЕМАМИ ВЫ СТАЛКИВАЛИСЬ НА ОТДЫХЕ?
Константин Боровой, бизнесмен:
- На мой взгляд, главная проблема в отпуске - выбрать место отдыха. Если оно выбрано правильно, то на отдыхе нет больше никаких проблем, если же нет - будут одни трудности. Сам я отдыхаю в Италии. Там проблем нет.
Дмитрий Берестов, спортсмен:
- Я лично люблю так называемый дикий отдых: взять палатку и уехать куда-нибудь далеко, на Селигер, например. Самому себе готовить еду, ловить рыбу... Такие бытовые трудности для меня - лучший отдых. А главная и единственная проблема - это плохая погода.
Анастасия, певица:
- Мой отдых всегда сопровождается безупречным сервисом. Но однажды был такой случай. Я купила своей маме путевку в кругосветный круиз. В день перед началом круиза она собирала вещи, и тут мне позвонили: где же ваша мама, самолет уже задерживается... Я: как, почему, в путевке же написано, что круиз начинается завтра! А мне: разве вы не знаете, что до места, откуда он начинается, лететь еще сутки? Нет, я не знаю и знать не обязана, может, у меня по географии тройка была или я в ПТУ училась! Фирма, где мы покупали путевку, об этом нас не предупредила. В итоге мама никуда не поехала. Но деньги за круиз я отсудила.
Владимир Маслаченко, спорткомментатор:
- У меня всегда отдых спортивный и короткий - две недели. Летом мы всей семьей отдыхаем на озере в Вышнем Волочке. Я парусник, воднолыжник - у меня все для этого есть. В отпуске трудностей и проблем у нас не бывает, если только мы не захотим сами их придумать.
Владимир Рыжков, политик:
- Мой отдых - это всегда тайга на Алтае. В прошлом году мы делали переход на лошадях. Это был приграничный район. Когда мы спустились к селу, пришли пограничники нас арестовывать. Мы якобы что-то нарушили. Это абсолютно неправильно, что граждане России не могут свободно передвигаться по своей стране. До границы там было около 100 километров! А два года назад нас семь раз останавливали, чтобы проверить документы.
ЧТО ДЕЛАТЬ
ПРИ БАНКРОТСТВЕ ТУРФИРМЫ ИЛИ ОВЕРБУКИНГЕ
Ни за что не выселяться из номеров, даже если за вами придет местная полиция. Практически во всех странах действует система страхования ответственности турфирм, и страховщики должны сами погасить долги.
Если не заселяют, то надо звонить в консульство и в российское или московское общество по защите прав потребителя. Этот же сценарий - при овербукинге. Туристам, которых пытаются заселить в другие отели, нужно связываться с гидами и звонить в свою турфирму. Если пришлось остановиться в худшем отеле или номере, возьмите справку о стоимости номера. Разницу можно потребовать с турфирмы, подав ей претензию, на которую она обязана отреагировать в течение 10 дней. Если отказали - в суд.
ПРИ ЗАДЕРЖКЕ РЕЙСОВ
- Сообщите знакомым о своей проблеме и попросите их обратиться в СМИ, чтобы рассказать о вашей беде. В 100% случаев после того, как в авиакомпанию начинают звонить журналисты, ее представители не только спешат выполнить положенные обязательства, но и делают что-то сверх этого, например приглашают психолога для "успокоения", - посоветовала "Труду" турагент с 15-летним стажем Галина Михайлова.
Необходимо требовать с представителей авиакомпании справку-расписку, в которой будет сообщаться о задержке рейса с указанием даты и времени. Если представитель авиакомпании отказывается это сделать, справку может предоставить администрация аэропорта.
По прилете туристам можно написать претензию авиаперевозчику и потребовать компенсировать издержки, связанные с задержкой рейса. Аргументированная претензия в большинстве случаев заставляет авиакомпанию раскошелиться. Если этого не происходит, идите в суд.
ПРИ НЕВЫЕЗДЕ
Отказаться от поездки можно максимум за 24 часа. По закону туроператор обязан вернуть стоимость тура за вычетом понесенных расходов. То есть если он уже перечислил деньги за отель и авиабилеты и может это подтвердить документально, то рассчитывать не на что.
Тот же механизм действует при отказе в визе.
Если есть малейшие подозрения, что поездка может сорваться, оформляйте страховку от невыезда. Она стоит около 50 евро, но позволит вернуть всю стоимость тура, если он куплен у туроператора, и большую его часть, если в турфирме (турфирмы обычно не возвращают свои комиссионные: это 10-15%).