Комедии можно снимать обо всем: о несчастной любви, о детях, о заключенных и, как недавно выяснилось, даже о блокаде. Но когда в рамках последнего ММКФ презентовали первый эпизод «Толи-робота», у части аудитории снова возник вопрос: «Что, и об этом тоже?» Сейчас сериал идет на ТНТ. Помимо большого числа позитивных отзывов на него в Сети встречаются и негодующие. Как посмели сделать смешной фильм, у главного героя которого, влюбленного молодого парня, вместо рук и ног — железяки?!
Об инвалидах у нас очень любят поговорить чиновники и депутаты. Обещают пандусы установить у каждого подъезда и в каждом переходе. Грозно требуют особого внимания к людям с ограниченными возможностями. Но в обывательском сознании инвалиды часто представляются некой помехой и неудобством. То родительский комитет потребует исключить ребенка с ДЦП из школы, так как тот смущает одноклассников, то официант не пустит колясочника в ресторан или стюардесса — в самолет. То какая-нибудь актриса из жюри телевизионного конкурса предъявит танцевавшему на одной ноге участнику обвинение: «ампутант», мол, давит на жалость. Большинство же просто стараются отвернуться от бедолаги на костылях, чтобы тот своим видом не портил весеннего настроения.
Конечно, вышеупомянутых бортпроводниц с официантами иногда наказывают. Правда, только в тех случаях, когда самим пострадавшим или сопровождающим их лицам удается сделать инцидент резонансным. Но все это мелочи на фоне того, как уже десятилетиями и с нулевым результатом ведутся дебаты об унизительности обязательных ежегодных прохождений калеками комиссий, с тем чтобы те подтвердили: за отчетный период руки-ноги у них не выросли и, значит, можно продлить выплату пенсии по инвалидности?!
А тут вдруг кино! Причем не героическая сага о летчике Маресьеве, не психологическая драма о чувствах между мужчиной в коляске и вполне здоровой женщиной, а именно что комедия!
Сказать, что инвалидов в наших сериалах не показывают, — значит соврать. Центральными персонажами то и дело становятся юные красавицы, попавшие в тяжелые ДТП из-за козней соперниц. Они сидят в навороченных колясках в брендовой одежде, их ноги укутаны дорогими пледами в шотландскую клеточку, они прощаются с прежней жизнью и не верят успокоительным словам предавшего их жениха-миллиардера. В последней серии страдалицы обязательно поправляются и выходят замуж. Еще в креслах-каталках авторы любят демонстрировать подстреленных главарей мафии. Оттуда они отдают свои кровавые распоряжения.
Здесь же все не так. В самых первых кадрах «Толи-робота» показана... сексуальная сцена, где главный герой доводит свою партнершу до экстаза. И хотя многих она возмутила, не будем пошло острить по данному поводу. Поскольку одной из ведущих сюжетных линий сериала является любовная, видимо, авторам надо было сразу расставить все точки на i, чтобы потом у аудитории не возникало ненужных вопросов.
Впрочем, о том, что за зрелище ждет впереди, искушенный зритель имел возможность догадаться уже на титрах. Режиссером «Толи» выступил Алексей Нужный, создавший знаменитую «Ольгу», одним из авторов сценария стал Николай Куликов, сочинивший «Движение вверх». Следовательно, можно было рассчитывать, с одной стороны, на смесь качественного и не очень юмора, эдакой народной разухабистости, а с другой — на позитивный пафос.
Так все и вышло. Основное действие «Робота» происходит в нескольких квартирах и во дворе одного дома (в данном случае — двухэтажного барака в провинции). Здесь есть свой алкаш, своя добрая старушка, свои хулиган и терпила. Наличествуют семейные разборки и неустроенный быт. Все как в «Ольге». Да и вообще в фильме много цитат как из модных в последнее время сериалов, так и из старых добрых «Брата» и «Сестер» в виде гонок на автомобилях под песни Цоя.
Что же касается пафоса... Главный герой в исполнении Александра Паля демонстрирует настоящие мужские черты. И не только в смысле любовных утех. Получив бионические протезы, он обретает достаточную подвижность для того, чтобы не смиряться со злой судьбой, а проявить гражданскую позицию и истинное благородство, вступив в борьбу с коррупционером-хозяйственником, бандитами и богатеньким хлыщом, претендующим на его любимую девушку.
Но кому адресован «Толя-робот»? Тем самым брезгливым обывателям, дабы они пересмотрели свои взгляды на инвалидов? Ну это вряд ли. Они ТНТ не смотрят. Да и не подействует на таких такой, с позволения сказать, нравственный урок... А может, людям, самим попавшим в беду, которые заразятся оптимизмом и жизнестойкостью Анатолия и подумают: а ведь все еще может быть? Дай бог, дай бог, конечно, чтобы такие нашлись. Но не окажется ли их надежда убитой на первой же ВТЭКе, где придется доказывать, что руки-ноги человека не регенерируются? Или при стычке со швейцаром, не пожелавшим пустить в престижный кабак?..
Нет, с аудиторией здесь все намного проще. ТНТ — развлекательный молодежный канал, бал на которым правит «Комеди Клаб», где много бывших кавээнщиков. Неслучайно же главного негодяя в сериале сыграл вездесущий юморист Азамат Мусагалиев. И сделан он прежде всего для того, чтобы зритель от души поржал над пошловатыми шутками. А то, что главный герой — инвалид...Так это лишь усилит эффект от неизбежного хеппи-энда.