В случае с первой частью фильма Федора Бондарчука наибольший интерес вызывала его реклама в стиле фортиссимо, наводившая на мысли о том, что именно в реальном мире можно сравнить с башнями-излучателями. Появление следующей части, повествующей о том, как Максим Каммерер (Василий Степанов) прилагает усилия, чтобы ликвидировать излучатели, тоже интересно не с художественной точки зрения, притом что вторая серия динамичнее и оттого легче смотрится, а в одной из ключевых батальных сцен действуют смешные желтые танки, словно вышедшие из малобюджетного иронического сериала "Железный капут". На вопрос: "Перемены должны проводиться исподволь или быть радикальными?" - ответа не дается, Неизвестных Отцов практически нет (а Умник-Прокурор есть, и Федор Бондарчук подтверждает, что актер он хороший), а Василий Степанов божественно красив.
Последнее, пожалуй, главное: через небольшой промежуток времени выйдет комикс по "Обитаемому острову", где из Максима Каммерера будут лепить первого русского супергероя. Оттого, наверное, в фильме и нет акцента на спорных моментах его поведения: супергерою может быть позволена лишь легкая небезупречность, а цели его ясны, задачи определены и при его виде тают лица любого пола.
Похожая ситуация сейчас складывается с фильмом "Тарас Бульба", реклама которого не менее агрессивна, чем была у первой части "Обитаемого острова", и если бы не ожидаемое возмущение любителей классики, то из Бульбы тоже могли бы сделать героя русского комикса.
В период размывания границ, когда потенциальная аудитория все чаще применяет к себе выражение "гражданин мира", режиссеры картин, подобных "Тарасу Бульбе" и "Обитаемому острову", изо всех сил работают на подъем национального самосознания, на создание своих, русских героев, но пока что делают это топорно и в лоб, опираясь на внешние средства и придавая эффектам и декорациям больше значения, чем собственно режиссуре. И не замечают этого лишь те, кто верит фразам вроде: "Бондарчук поднимает тему тоталитаризма", "В "Тарасе Бульбе" рассматривается тема смерти", не задумываясь при этом, что Бортко и Бондарчуку приписывают то, что на самом деле принадлежит Гоголю и Стругацким.
Тем не менее сборы у фильма по произведению Гоголя немалы, и, стало быть, потребность в отечественном герое у публики настолько сильна, что художественные достоинства волнуют ее меньше, чем харизма главного героя (здесь еще можно вспомнить "12" Никиты Михалкова и его дядю Николая). "Обитаемому острову" - и фильму, и особенно комиксу - смело можно предрекать успех. И ни к чему повторять, что Василий Степанов не проявляет в фильме особого актерского дарования. Он красавец, он из Москвы, этого хватит.