Третья четверть — это два с половиной месяца непрерывной учёбы, сезон олимпиад и тестовых проверок, авитаминоз, короткий световой день и затяжные холода, из-за которых дети сидят дома без воздуха и движения. Неудивительно, что школьная успеваемость резко падает, а заболеваемость возрастает.
«Февраль! Достать чернил и плакать!»
Классик, конечно, писал не о школьниках, но эти строки очень точно отражают настроение ребят, измученных самой долгой и самой трудной четвертью учебного года. Врачи и педагоги называют это явление синдромом третьей четверти. Хотя официально такого диагноза не существует, его симптомы известны даже начинающим участковым педиатрам:
• ребёнок плаксив, рассеян, обидчив;
• не вылезает из простуд, жалуется на головную боль и плохой сон;
• подолгу не может включиться в работу;
• снизилась успеваемость, изменился почерк, в рисунках преобладают чёрные и коричневые тона.
— У ослабленных малышей могут даже возникнуть сосудистые расстройства и гипертонические кризы, — утверждает Марина Степанова, завлабораторией НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН.
Что делать?
— Есть способ искоренить болезнь. Исследования показали: оптимальный режим учёбы — это короткие отрезки занятий (5-6 недель), чередуемые непродолжительными (5-7 дней) каникулами. При такой организации не происходит накопления утомления, дети учатся лучше, — утверждает М. Степанова, — болеют реже и не чувствуют себя замотанными. Но годовой график учёбы определяют не врачи, а школьные советы. А учебные заведения, как показывает практика, предпочитают работать «по старинке». «Льготный» режим ввели только некоторые общеобразовательные школы. Гимназии и лицеи не смогли втиснуть свои программы в такой график. Так что родителям гимназистов и лицеистов приходится приводить своих детей в чувство домашними методами. Физиологи составили рейтинг «оживляющих» мероприятий и определили их нужную дозировку.
Школьные нагрузки помогают пережить:
1. Двигательная активность — ученики младших и средних классов должны проходить не менее 5 км в день.
2. Свежий воздух — минимум 1,5 часа в день. В выходные — не менее 3 часов.
3. Здоровый сон — не менее 10 часов ежедневно. Если не получается высыпаться в будни, оставшиеся часы придётся добирать в выходные.
4. Усиленное питание — работу мозга стимулируют белки, для иммунитета и пищеварения полезны овощи и фрукты.
5. Режим дня — чёткий распорядок помогает предотвратить утомление и удержать внимание ребёнка.
6. Поддержка родителей — приказы, окрики, наказания только ухудшат эмоциональное состояние ребёнка. Психологи в этот непростой период дают родителям непедагогичный, но исключительно действенный совет: если ваше чадо стало хватать двойки... разрешите ему прогулять школу. Как показывает практика, дополнительный выходной улучшит не только самочувствие, но и успеваемость.