Главная Культура 00:12 23 Августа 2019 3857
То ли лошадь, то ли бык…

На экраны выходит очередная бандитская сага про лихие 90-е

Леонид Павлючик
На премьера фильма «Бык»: Борис Акопов и Юрий Борисов (справа). Фото: © Anatoly Lomokhov, globallookpress.com

Называется фильм коротко и хлестко, как удар кулаком под дых: «Бык». Так зовут главного героя картины по фамилии Быков, это его пацанская кликуха «на районе». Заслужил он ее отнюдь не своими внушительными габаритами (играющий Быка прекрасный актер Юрий Борисов отличается, скорее, хлипким телосложением), а неукротимой силой воли, умением, по-бычьи наклонив голову, переть напролом, если того требуют суровые житейские обстоятельства.

Впервых сценах мы видим Быка во время криминальных разборок на пустыре, где подростковые банды из подмосковного городка выясняют отношения с помощью кастетов, камней и прочего дреколья. С разбитой головой, с кровавой мутью в бешено горящих глазах, Бык готов, похоже, дойти до смертоубийства. И это делает его настоящим героем для подельников. Тем более, к своим 20 с хвостиком он уже успел и в армии отслужить, и в колонии отсидеть. А тут еще московский криминальный авторитет Моисей (Игорь Савочкин) интересуется Быком — вытаскивает его после драки из ментовки и подряжает на крутое дельце, которое может обернуться для Быка и его пацанов крупным выигрышем. Или проигрышем — это как карта ляжет...

События опрокинуты в 1990-е. Поставил фильм 34-летний режиссер-дебютант Борис Акопов. В 1997-м, о котором повествует картина, ему было 12. Естественно, режиссер не может досконально помнить то время, он во многом опирался на воспоминания отца, работавшего в те годы следователем в Балашихе, на книгу Николая Модестова «Москва бандитская». И — на кинематограф о 90-х, который уже успел сложить о той эпохе свою устойчивую мифологию. И в этом смысле односложное название фильма «Бык» пробует вписаться в броскую триаду («Бригада», «Бумер», «Брат»), снятую по горячим, еще дымящимся следам событий. Но у «Быка», на мой взгляд, сегодня это не очень получается.

Вредит как раз-таки незаурядная начитанность и насмот-ренность молодого режиссера. Начиная с первых кадров, уже описанных мною, и заканчивая трагичной концовкой с очередной, но уже куда более кровавой бандитской разборкой со стрельбой и взрывами гранат, «Бык» состоит из готовых, хорошо обтесанных сюжетных блоков, многократно виденных нами на экране. Не только в фильмах Алексея Балабанова, Петра Буслова, Алексея Сидорова, но и в «Злых улицах» Скорсезе, «Бойцовой рыбке» Копполы и в десятках других картин о молодежной преступности, включая какую-нибудь забубенную «Шпану замоскворецкую».

Грязные задворки промышленного городка, куда редко заглядывают правоохранители. Банда подростков в растянутых трениках и свитерах, качающая бицепсы в бесхозном гараже. Кражи автомобилей и погромы рынков, оккупированных кавказцами. Кислотные вечеринки с дикими попойками и угарными танцами. Разлитые в стылом, словно застывшем воздухе провинциальные тоска и безнадега. Местная парикмахерша, роковая красавица Таня (Стася Милославская), выборочно спящая с клиентами, но мечтающая выйти замуж за иностранца и вырваться из постылой реальности. Братья Быковы, старший и младший, смертельно влюбленные в эту провинциальную Кармен...

От всех этих клишированных представлений о 90-х, которыми нашпигован сценарий фильма (его написал сам Борис Акопов), уже сводит скулы. Если бы режиссеру достало куража сделать типовые сюжетные ходы объектом остроумной пародии, это, возможно, было бы свежо. Но он снимает бандитскую сагу на полном серьезе. И в какой-то момент даже заставляет поверить в изоб-раженный им галлюциногенный мир. Балетный танцовщик по первой профессии, Акопов обрушивает на головы зрителей мегатонны музыки того времени, снимает сцены бандитских драк и загулов в энергичном, почти танцевальном ритме, и это, не скрою, впечатляет:

Режиссерская энергия Бориса Акопова, его умение работать с изображением и звуком, цветом и светом, с массовкой и отдельно взятым артистом в отдельно взятой психологической сцене — все это не вызывает у меня сомнения. Но и не снимает вопроса о банальности, расхожести его взгляда на 90-е, которые, конечно же, не были никакими «лихими». Это всего лишь идеологическое клише, придуманное писателем Михаилом Веллером, а затем радостно подхваченное пропагандистами разных мастей. А вместе с ними — и некоторыми представителями «важнейшего из искусств», которые не удосужились хотя бы заглянуть в «Википедию» и выяснить, что преступность в «лихие 90-е» была на 20% ниже, чем в 2000-е. А пик ее пришелся на 2006-й, когда нынешнее руководство России уже давно было у власти.

Да, в 90-е люди в своей массе жили трудно и бедно: получали зарплату бартером, проедали накопленное за жизнь, сажали огороды, мотались с челночными рейсами в Турцию и Китай. Криминал, разумеется, тоже был, но не занимал в реальной жизни и десятой, сотой доли того места, что мы видим в современном кино. Оно и понятно: обыденная, каждодневная людская жизнь с ее негромкими драмами и робкими надеждами на лучшее — куда менее востребованный экраном товар, чем эффектные бандитские разборки.

Нет, я совсем не за то, чтобы именовать 90-е «святыми», как считают, к примеру, ряд политиков и общественных деятелей либерального толка. Я за объемный, а не поверхностно-спекулятивный взгляд на то сложное, противоречивое время, где наряду с унижающей бедностью, разгулом преступности была хотя бы свобода слова и собраний. Где милиция никого не била дубинками на мирных митингах и полыхавших в стране забастовках. Да и худо-бедно в те суровые годы работали социальные лифты, которые, помимо прочего, вознесли в кремлевские и парламентские выси, в останкинские кабинеты и студии многих из тех, кто сегодня так лихо клеймит «лихие 90-е».

В эту достославную когорту спешит вписаться и Борис Акопов. Он завершает свой фильм документальными кадрами из знаменитого телеобращения Ельцина: я устал, я ухожу, простите меня, россияне. Таким нехитрым образом автор пытается достаточно банальный, вторичный боевик про разборки двух банд перевести в разряд серьезного социального кино, претендующего на то, чтобы стать отражением целой эпохи. Для победы на «Кинотавре» этого конъюнктурного хода, уже, кстати, использованного Сергеем Урсуляком в сериале «Ненастье», показанном в 2018 году, оказалось вполне достаточно...

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9411
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7130
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?