Вышестоящие инстанции получат право премировать или увольнять госслужащих на местах в зависимости от оценок их труда населением. Приказ Минэкономразвития касается глав территориальных органов власти, пенсионных фондов в регионах, фондов соцстрахования и обязательного медстрахования и руководителей глав многофункциональных центров (МФЦ).
Граждане смогут оценивать сервис по пятибалльной шкале. Итоги будут подводить в конце года. Если качество госуслуг не одобрит более 85% населения, чиновников ждёт дисциплинарная ответственность. Документ Минэка вступает в силу 1 июля.
Технический момент
По замыслу инициаторов идеи, гражданин должен получить сообщение с предложением оценить работу чиновников, а оценку по SMS он сможет отправить бесплатно. Если ответа не последует, гражданину позвонят. Оценить можно будет скорость предоставления госуслуг, время поведённое в очереди, вежливость и подкованность сотрудников, комфорт в помещениях и доступ к информации. Согласно проекту, в центральных аппаратах органов исполнительной власти и фондах появится структурное подразделение для контроля качества сервиса.
Проще говоря: если сегодня гражданину затруднительно оценить процедуру получения водительских прав, в скором будущем это станет обыденностью.
Санкцией за «плохие» оценки для чиновника станет увольнение. Причём, приказ Минэкономразвития можно будет с ним не согласовывать. А если госуслуга подана в срок и с нужным качеством, служащий получит материальное вознаграждение из бюджета и в рамках фонда оплаты труда, отметили в Минэке.
Критика и одобрение предложенных мер
В Трудовом кодексе нет положения об увольнении чиновников за низкое качество предроставляемых услуг, отметил «Известиям» профессор РАНХиГС Владимир Нечипоренко. Главы региональных органов и фондов занимаются куда более серьёзными делами нежели выдачей справок населению, заметил эксперт. Однако он не отрицает далекую от совершенства ситуацию с качеством сервиса в госсекторе.
Если ориентировать систему оценки услуг исключительно на предпочтения граждан, повысится риск фальсификаций, отметил замдиректора Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Константин Головщинский. «Если человек в конечном счете получил услугу, за которой он шел, то чувства у него останутся положительные», — сказал Константин Головщинский. Память, по словам эксперта, способна очень быстро вытеснять негатив из сознания. Работа руководства органами и фондами должна оцениваться по интегральным показателям деятельности организации, уверен Головщинский. Субъективная оценка отдельного гражданина здесь может сыграть злую шутку.
Предложение о введении оценок для госслужащих связано со снижением рейтингов власти, считает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. «Я считаю, что в отношениях власти и населения появление МФЦ – это прорыв. А если поощрять и увольнять будут в зависимости от результатов работы, то это логично и нормально. Это означает только одно: озабоченность власти снижением рейтингов и понимание того, что есть люди, которые выступают в роли посредников между представителями власти и населением», - сказал он в эфире НСН. В подобной системе нет ничего нового, говорит эксперт. Правда, доселе её применяли преимущественно в коммерческих структурах. По мнению Калачёва, низовые уровни управления собирают на себя главные «шишки», это отражается на отношении к власти в целом.
«Кажется, в столичных МФЦ уже есть пультик, на который можно нажать и поставить оценку сотруднику, - сказал порталу TRUD.RU экс-замминистра труда и сопредседатель Центрального совета Межрегионального профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность» Павел Кудюкин. – Видимо, нажимают редко. Не понятно, как будет работать предложенная Минэком схема: на SMS ответят лишь недовольные, а если людям начнут названивать с просьбой вспомнить где они были и что думают про услуги – рискуем нарваться на волну раздражения». Придётся нанимать целый штат для обзвона граждан, отметил эксперт. Предложение Минэка спорно и с точки зрения выборки, и с позиции чисто технической.
«Надо понимать: в Пенсионных фондах и МФЦ работают не госслужащие, а обычные бюджетники. Важно правильно поднять вопрос ответственности», - говорит Кудюкин.
Если человек работает по ТК, низкое качество услуг – слабый повод для увольнения. Можно, конечно, подвести это под «несоответствие занимаемой должности». А для этого нужны аттестация, введение нового критерия – удовлетворенность получением услуг.
Модель полна издержек и громоздка, грозит перекройкой трудового законодательства и не гарантирует улучшения обратной связи органов государства и людей, резюмировал специалист.
Отметим, в конце февраля Омский городской совет поднял вопрос об оценке депутатами работы чиновников и департаментов. Это поможет мэру города лучше ориентироваться в принятии кадровых решений и составлении годовых отчётов.
Ранее Министерство экономического развития выступило с предложением оценивать эффективность вице-премьеров РФ в зависимости от реализации доверенных им нацпроектов.
В частности, вопросы о работе Татьяны Голиковой сформулированы так: «За последний год желание иметь ребенка у вас или ваших знакомых выросло, снизилось или не изменилось?», «Материальное положение вашей семьи улучшилось, ухудшилось или не изменилось?».