На этот раз под его прицелом кошельки одной из самых многочисленных и активных социальных групп — автомобилистов.
Речь о «модернизации» Правил дорожного движения и связанных с ними статей Административного кодекса. Естественно, в сторону ужесточения и повышения штрафных санкций.
Минтранс предлагает ввести 500-рублевый штраф за превышение скоростного лимита на 10-20 км/ч. МВД высказывается за отмену скидки при быстрой оплате штрафа за нарушение правил стоянки и езду с нечитаемыми номерами.
Власти Москвы предлагают усилить ответственность за отказ уступить дорогу пешеходу и нарушение правил проезда перекрестков, а также ввести штраф за любое превышение скоростного режима. Среди предложений и ужесточение санкций за непропуск общественного и спецтранспорта (с мигалками).
Все это новаторство замыкается на курирующего дорожную сферу первого вице-премьера Максима Акимова. Он дал задание ведомствам до 1 марта представить предложения, а МВД поручил «наладить взаимодействие» с Госдумой для ускорения принятия залежавшихся там поправок. Каких? О введении штрафа в 5 тысяч за опасное вождение (законопроект принят в первом чтении год назад, до второго так и не дошел) и передаче полномочий по администрированию нескольких десятков видов нарушений из Госавтоинспекции в Московскую административную дорожную инспекцию (принят в первом чтении в конце 2017-го, с тех пор дорабатывается).
И вот тут даже депутаты, видимо, осознали, что такая дружная охота на автомобилистов ведет к росту социальной напряженности. Что касается опасного вождения, то Госдума уже ответила правительству: формулировки законопроекта расплывчаты, прежде надо внести изменения в ПДД, конкретизировать нарушение. Но и другие автоновации восторга не вызывают даже во фракции «Единая Россия», обычно выступающей в унисон с министрами. Консолидированную позицию озвучил первый зампредседателя комитета по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Он прямо сказал, что для отмены ненаказуемого лимита скорости сейчас нет оснований. Прежде чем его отменять, необходимо навести порядок в администрировании нарушения, убрать с дорог «ловушки» с искусственным ограничением скорости, а также прекратить сдавать в аренду частникам камеры видеонаблюдения. Как заявил Лысаков, вовсе не безопасность движения, а пополнение бюджетов и карманов чиновников и бизнесменов ставится во главу угла. Дошло до того, что в Подмосковье камеры сдаются в аренду торговцам, устанавливающим их на ларьках по продаже овощей-фруктов...
Фактически мы стоим перед развилкой: двинуться к окончательной коммерциализации дорожной сферы или же вернуться к обеспечению безопасности дорожного движения и ее научной организации. В Госдуме на сей счет планируют провести 11 марта общественные слушания. А еще создается межфракционная группа для рассмотрения ситуации, из-за попустительства правительства сложившейся с обязательным страхованием автогражданской ответственности после четырех реформаций. Обещанное в ходе пятой реформы ОСАГО снижение платы для опытных и законопослушных водителей и повышение — для злостных нарушителей на деле обернулось увеличением тарифов для всех. То есть продолжением циничного обирания граждан под предлогом совершенствования системы.
Потому что механизм реализации этой благой идеи Банком России до сих пор не прописан.
Между тем начинать последнюю реформу, как выясняется, вообще не было никаких резонов. Как рассказал Лысаков, проверка Генпрокуратурой сферы ОСАГО показала наличие системных проблем в части контроля за рынком обязательного автострахования. Так, средь бела дня исчезла крупнейшая компания — Росгосстрах, контролировавшая до 80% рынка ОСАГО. Вместе с ней в неизвестном направлении испарились 100 млрд рублей, половина из которых — взносы по ОСАГО. А 24 млрд, по данным Российского союза автостраховщиков, были выведены (читай: украдены) «недобросовестными» страховыми компаниями. И ни одного заявления в правоохранительные органы: ни от контролирующего органа — Банка России, ни от РСА. Караул, грабят — а они соблюдают олимпийское спокойствие. Кстати, против реформы ОСАГО в ее нынешнем виде изначально выступает МВД, возражали законодатели, но тихой сапой пропихнули — а теперь в пятый раз разводят руками.
А возьмите длящуюся годами практику взимания «ошибочного» транспортного налога с автовладельцев, которые давно продали свои машины. ФНС кивает на «другие ведомства», не предоставляющие вовремя данные. Меж тем миллиарды рублей, освоенные на создание соответствующих электронных баз данных и их совмещение, ушли в никуда. А крайние — обычные автовладельцы. Люди в отчаянии вынуждены платить, чтобы не оказаться в списках невыездных со всеми вытекающими неприятностями.
Я вовсе не призываю махнуть рукой на нарушителей ПДД и оставить все как есть. Но нельзя поправки в ПДД принимать кулуарно, без привлечения экспертного сообщества и самих автомобилистов. В отличие от многих стран, в России ПДД — основа жизни десятков миллионов водителей — не имеет статуса федерального закона. А МВД не участвует в составлении дорожных планов и схем обеспечения безопасности движения. Это прерогатива местных, никому не известных чиновников.
P.S. По оценке Лысакова, «первый вице-премьер Акимов входит в тему, есть надежда, что здравый смысл возобладает». Тогда вопрос: не стоило ли повременить с назначением человека, который не знает положения дел на дорогах и в дорожном законодательстве? И еще один, тоже актуальный: если даже фракция «ЕР» в Госдуме понимает пагубность новаций Кабинета, то кого представляет само нынешнее правительство? В чьих интересах оно работает? Почему его глава, одновременно председатель правящей партии, не пресекает антиобщественную активность своих подчиненных?