Помните, накануне Нового года президент заявлял о недопустимости подорожания продуктов, особый упор почему-то сделав на постном масле и сахаре? Вслед за первым лицом тему подхватили другие важные лица: глава правительства, председатель Совета Федерации, министры и капиталисты. Все в один голос заверили: всплеска цен на продукты не будет.
В каникулы фонд «Общественное мнение» провел телефонный опрос жителей российских регионов. Более 71% респондентов отметили, что в декабре основные продукты питания, товары и услуги дорожали быстрее, чем прежде. А треть участников опроса не сомневались: в ближайшем будущем цены взлетят еще выше.
Росстат подтвердил ощущения граждан: по официальным данным, за год сахар-песок подорожал на 64,5%, подсолнечное масло — на 25,9%. Крупы в среднем стали дороже на 20%, яйца — на 15%, макароны — на 12%, хлеб — на 7,2%. Когда же подсчитали прибавку в цене для всех продуктов в целом, считая черную икру, акулье мясо и прочую экзотику, оказалось, рост составил 7,2%. И даже эта цифра на треть выше официальной инфляции в стране. Она была бы куда корректнее, если для подсчета брать типичный рацион пенсионеров, куда черная икра уж точно не входит.
Самые востребованные продукты дорожали так стремительно, что впервые за последние годы влас-ти признали необходимость регулирования цен. В середине декабря правительство подписало соглашения с производителями и ретейлерами, заморозив до апреля цены на сахар и подсолнечное масло.
Эксперты объясняют: в 2020-м на фоне пандемии спрос на продовольствие на мировом рынке увеличился — и потянул за собой внутренние цены. В 2021-м производители хлеба, сахара и переработчики муки должны получить господдержку, а импорт их продукции будет квотироваться. Теоретически это должно стабилизировать цены на российском рынке.
Но перспектива выглядит не столь радужной, если посмотреть на причины, которыми в Минэкономразвития объяснили подорожание продовольствия. Министр Максим Решетников ссылается на снижение урожая, но разве есть предпосылки для сверхурожайности в 2021 году? От коронавируса и связанной с ним неразберихи пострадали все отрасли, и сельское хозяйство тоже. Цены на ГСМ растут с сахарными наперегонки. Банки опасаются давать кредиты. Так с чего ждать, что поля вдруг щедро заколосятся? Падение курса рубля и рост мировых цен на продовольствие, которые упоминал глава ведомства, — это тоже, извините, дело не сиюминутное, тут хода назад не бывает.
А глава СФ Валентина Матвиенко, помнится, причиной повышения цен на продукты назвала: индексацию пенсий: «Чуть ли не на следующий день растут цены на социально значимые продукты — на гречку, на сахар, на макароны — без каких-либо на это оснований». Да уж, распустили пенсионеров, которые никак не избавятся от привычки пить чай с сахаром. Хотя и тут есть красноречивые цифры. Так, в 2021 году социальные пенсии в стране будут повышены всего на 2,6%, когда только официальная инфляция в стране составила 4,9%. А ведь этот показатель рассчитывается с учетом колебаний цен на все товары и услуги, включая автомобили «Майбах» и загородную недвижимость на Рублевке.
Но мы-то помним, что среднее подорожание продуктов составило 7,2%, а цена на сахар взлетела почти на 65%. С инфляцией в целом та же картина: чем беднее человек, тем ощутимее для него подорожали товары и услуги.
Реформа, из-за которой вырос пенсионный возраст и значительно увеличился стаж, необходимый для получения хотя бы минимальной пенсии, провалилась. Значимого увеличения пенсий не произошло, а все прибавки покрывают инфляцию разве что на бумаге.
Люди, живущие на эти деньги, обходятся самым минимумом. А даже мизерное увеличение дохода дает рост спроса на самые востребованные у бедняков продукты. Это не значит, что не нужно повышать пенсии. Наоборот, нужно. Но, например, двукратно. Тогда пенсионеры будут покупать не только сахар-песок, но и, допустим, зефир. И оливковое масло, и льняное, и кунжутное. Тогда они начнут покупать себе еще что-то кроме туалетной бумаги и ездить дальше собеса. И тем самым способствовать росту экономики, а не подорожанию самых востребованных товаров и услуг.
Но пока таких изменений не предвидится. И уже полстраны ждет несладкая жизнь.