Александр Березкин, АСПИРАНТ:
– В Европе не так уж и много производителей ГМ-продуктов, в основном это очень распространено в США. Если опасаетесь ГМО – обращайте внимание на производителя! В век интернета возможно получить исчерпывающую информацию о нем.
Елена Шаройкина, директор Общенациональной ассоциации генетической безопасности:
– Сейчас в России формально существует 10-я поправка к Закону о правах потребителей. Согласно ей, маркировка продуктов с долей ГМО выше 0,9% обязательна. Но, насколько мне известно, членство в ВТО делает данную норму добровольной, что выгодно транснациональным корпорациям и крайне опасно для людей. К сожалению, продукты питания у нас вообще контролируются плохо. Скажу по опыту нашей организации: если где-либо мы находили ГМО, то соответствующих маркировок ни разу не встречали. На данный момент в России допустимо для употребления 17 линий ГМ-продуктов. Но Институт питания проверял эти линии только на двух поколениях крыс! Нужно больше исследований. А пока необходим временный мораторий на такие продукты. Еще в 2010 году наша ассоциация совместно с Институтом проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН опубликовала шокирующие данные. Корма с ГМ-компонентами негативно влияют на репродуктивные функции и общее здоровье животных. Лабораторные хомяки вообще не смогли произвести на свет третье поколение. Мы максимально распространили полученную информацию. В то время как власти Европы реагируют на подобные новости стремительно, Кремль предпочел отмолчаться. Более того: летом сего года глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко и Институт питания выступили в поддержку ГМО. Мол, они полезны для здоровья и надо принять закон о высевании их в России! Что это: равнодушие или лоббирование интересов компаний-производителей генно-модифицированной пищи? Что касается простых граждан, то никто пока не защищен. Помогут лишь огласка, митинги, пикеты и внимание к независимым источникам информации.
Елена Петрова, Эксперт по пищевой безопасности озпп:
– Как гражданину защититься? Остается внимательно изучать этикетки, мониторить Сеть, узнавать о производителях. Кстати, у нас нет данных, что в России повально продают немаркированные ГМ-продукты.
А если у производителя и обнаруживаются таковые – его обязывают наносить соответствующую надпись. Пока еще у нас действует норма о маркировке продуктов с содержанием ГМО выше 0,9%.
Наталья Олефиренко, Глава генетической программы «Гринпис россии»:
– К сожалению, наши лаборатории не способны выявить все имеющиеся ГМ-элементы в попадающих на рынок продуктах. Потому советую опираться на уже проверенные факты. Так, часто ГМО содержатся в сое, кукурузе, реже – в овощах. Если страх велик, то можно отказаться от продуктов из кукурузы. Особенно американского, канадского, аргентинского производства. Аналогично с соей и соесодержащими продуктами. В Москве, например, действует программа обратной маркировки продуктов: если трансгены в пище не обнаруживаются, можно поставить значок «Не содержит ГМО». Обратите внимание на продукты с такими наклейками! Вероятность трансгенов в них все-таки ниже.
Вступление России в ВТО таит большую опасность. Существующие правила контроля маркировки могут отменить в пользу установок ВТО. Они предполагают, что производитель наносит надписи о ГМО добровольно.
Да, страны Запада также состоят в ВТО, но в той же Европе больше своей, проверенной продукции, существуют особые зоны, свободные от генно-модифицированной пищи.
Увы, отечественный Институт питания и соответствующие госорганы не защищают права потребителей. Более того: взят курс на легализацию ГМ‑продуктов. Это поможет обогатиться крупным американским корпорациям, в частности – «Монсанто». Кому-то из наших чиновников все это выгодно.