После того как осенью минувшего года дирекция пошла на некоторые уступки профсоюзному комитету, уравняв оклады рабочих одного разряда, была надежда, что хозяева и работники полюбовно договорятся. Требовалось решить лишь одну, правда, непростую проблему - повысить заработную плату.
Сегодня средняя зарплата составляет на "русском форде" 15 - 17 тысяч рублей - это с переработками и внеурочными, причем часто в выходные дни. В других странах, где имеются заводы американской компании "Форд", за такой же труд при такой же механизации и автоматизации она в переводе на наши деньги платит свыше 40 тысяч. Профсоюзный комитет во главе со своим лидером Алексеем Этмановым несколько месяцев бьется за то, чтобы их труд оценивался хотя бы в сумму 30 тысяч. Переговоры с руководством в январе - феврале результата не дали. Предложение начальства повысить оклады на 12,5 процента у рабочих не прошло.
Профком хотел сразу объявить полномасштабную забастовку. Но в последний момент решил еще раз попытаться воздействовать на заводскую власть "мягкими методами". Сыграл свою роль и переход завода на серийное производство автомобиля "Ford Focus" с новым двигателем, объемом 1,8 литра и мощностью 125 лошадиных сил. На новую машину уже открыта предварительная запись, желающих ее приобрести очень много. Руководство возлагает большие надежды на данную модель. Производительность же труда предприятия из-за итальянской забастовки (когда работают от звонка до звонка и при наличии всего, что положено иметь на рабочем месте) уже снизилась на 25 процентов. Это означает примерно 40 недопоставленных машин в день. Если же профком объявит стачку, об участии в которой заявили все рабочие - а это более полутора тысяч человек, - завод понесет очень большие убытки, которые вряд ли покроет даже выпуск нового авто.
Впрочем, в подобных случаях у производителей есть еще выход - импортирование машин с заводов, расположенных в других странах. Алексей Этманов говорит, что учел и это. Если потребуется, он будет говорить с зарубежными коллегами о всеобщей стачке рабочих всех "Фордов" мира.