Говорят, что операции лучше делать в холодное время года. В том числе и пластические. Кто-то может сказать, что это блажь богатых — сделать себя моложе и красивее. Но многим людям пластические операции показаны совсем по другим причинам. О чем нужно знать, прежде чем пойти на пластику, рассказывает известный пластический хирург Владимир Виссарионов, доктор медицинских наук, профессор, директор Института пластической хирургии и косметологии.
А хирурги кто?
— Вашему институту в январе 2012 года исполняется 75 лет...
— Институт пластической хирургии и косметологии был создан в 1937 году. Даже в те непростые годы люди думали о красоте. Не знаю, когда работать было сложнее: в
— Между тем специальность «пластический хирург» приказом Минздрава была утверждена только в апреле 2009 года. Что изменилось в вашей работе в связи с этим?
— Теперь по специальности «пластическая хирургия» будут обучать в медицинских вузах. Сейчас готовятся документы, где четко обозначено, кто может работать пластическим хирургом и какие операции имеет право делать пластический хирург с учетом уровня подготовки.
— Первые «законные» профессионалы появятся не раньше чем через 5–7 лет. Но кто же делает пластические операции сейчас? И по каким критериям нужно выбирать врача?
— Сегодня проводить пластические операции имеют право врачи, имеющие подготовку в виде интернатуры или ординатуры по хирургии,
— Считается, что пластические операции очень просты и не требуют особого хирургического мастерства.
— Это опасное заблуждение очень распространено благодаря многочисленным телешоу молодых пластических хирургов, которые, чтобы привлечь пациентов, представляют порой пластику как приятную процедуру, на которую можно забежать между делом и вскоре выпорхнуть на улицу помолодевшей. Пластика — это весьма сложные операции как технически, так и психологически. И если широкий рубец после
Вам этот нос не нужен!
— Ни один хирург не вырежет тот же аппендицит по желанию пациента, если нет показаний. Почему в эстетической хирургии врачи всегда делают то, что пожелает заказчик?
— Это не совсем так. Я, например, отказываю примерно каждому десятому пациенту, если он диктует свои необычные требования и не прислушивается к моему мнению. Нередко человек точно знает, какой нос ему нужен, но совершенно не представляет, как этот нос будет смотреться на его лице. В практике хирургов были случаи, когда пациенты возвращались после операции и просили «вернуть все на место». Своим молодым сотрудникам я всегда говорю, что к пожеланиям пациентов нужно относиться критически. Когда я вижу по телевизору «звездочек» с неимоверно накачанными губами, то понимаю, что в этом есть вина и врачей. Большинство молодых хирургов и косметологов
— Те же молодые врачи рекомендуют делать пластику как можно раньше, чуть ли не с целью профилактики морщин и обвисания кожи.
— Сейчас действительно
— Неудачный опыт вмешательств в свою внешность случается даже у известных людей. Не так давно отгремел скандал вокруг известной телеведущей, лицо которой оказалось изуродовано «уколом красоты». Посоветуйте, как можно обезопасить себя от нежелательных побочных эффектов?
—
Не красота, а психология
— Говорят, что на пластические операции решаются женщины, переживающие не лучшую пору своей жизни.
— Когда психологи проанализировали контингент наших пациентов, они выяснили, что страдающих депрессией среди них не больше, чем в обычных стационарах. Недавно в нашем институте совместно с психологами было начато интересное исследование, которое показало, что у женщин, обращающихся к пластическим хирургам (я не говорю о богатых домохозяйках — это особая категория), биологический возраст опережает паспортный на 8–10 лет и, идя на операцию, они просто пытаются «восстановить справедливость». А иногда пациент не может выйти из замкнутого круга своих проблем, и ему или ей операция бывает даже показана — скальпелем, как мечом, разрубаешь этот круг и выпускаешь пациента на свободу. А тем, кто успешен, хочется поддерживать свой имидж как можно дольше. Правда, некоторые пациентки «подсаживаются» на процедуры и приходят к нам буквально каждые полгода. Приходится объяснять, что кожу нельзя растягивать бесконечно — ту же подтяжку лица нежелательно делать больше трех раз.
— Женщины с нетерпением ждут появления косметики, применение которой по эффективности будет сопоставимо с пластикой.
— Всем хочется быть как можно дольше молодыми и привлекательными, но я считаю, что такая косметика не появится никогда. Если появились избытки кожи, избавить от них может только скальпель хирурга. А вот отсрочить появление первых признаков старения можно с помощью косметологических процедур — инъекций гиалуроновой кислоты, ботокса и тому подобного. Но и косметические средства нельзя применять бесконечно — к любым из них рано или поздно возникает привыкание с ослаблением эффекта. На мой взгляд, нельзя слепо верить рекламе. На базе нашего института существует Центр экспертизы косметических средств, в котором анализируются результаты применения различных косметических продуктов. Далеко не все новинки попадают в наш прейскурант — среди них есть не только бесполезные, но и содержащие нежелательные ингредиенты.
— Один из самых дорогостоящих видов косметических процедур — аппаратная косметология. Она действительно так же эффективна, как и дорога?
— Аппаратные процедуры, так же как и косметика, улучшают качество кожи и позволяют отодвинуть срок хирургического вмешательства. Радикально решить возрастные проблемы они не могут. А цена на процедуры определяется ценой самих аппаратов и их стоимостью из сертификации.
— В каком направлении движется сейчас наука об омоложении?
— Сегодня много внимания уделяется клеточным технологиям. Однако их использование в пластической хирургии преждевременно, поскольку мы не знаем их долгосрочного эффекта и отдаленных последствий. Не так давно был открыт ген молодости, который отвечает за механизм запуска процессов старения. Но когда ученые научатся вмешиваться в его работу и, главное, стоит ли это делать, пока не ясно. На данный момент доподлинно известно одно: наша внешность определяется гормональным статусом. Самые обнадеживающие результаты дает гормональная терапия — но назначать ее может только врач после тщательного обследования организма.
— Насколько верно утверждение, что каждый человек имеет ту внешность, которую заслуживает?
— Оно не далеко от истины. Например, стервозным женщинам бывает очень трудно исправить свою внешность даже с помощью пластики — по опыту знаю, что самые непредсказуемые послеоперационные осложнения бывают именно у них. А у спокойных людей, как правило, все проходит без сучка и задоринки — на них бывает приятно смотреть как до, так и после операции. В принципе достойная старость никого не портит. Зачастую результатом вмешательства бывает не молодость, а более аккуратная внешность. Образно говоря, порядок в доме определяется не столько дорогим интерьером, сколько чистотой и привлекательностью хозяев. В этой связи не могу не вспомнить свое высказывание в рецензии на эстетический атлас «Губы. Формы и старение»: «Губы — это инструмент отражения эмоций и настроения, возраста и сексуальности. Их можно украсить в любое время благодаря современным средствам эстетической медицины. Однако ни одни идеальные губы не способны изменить дрянной характер». Вот и подумайте.