От резюме до налогообложения
Компании выделяют деньги на проведение различных исследований и
Слишком много теоретических знаний, говорят во всех компаниях, сотрудничающих с вузами. «Вузы дают хорошую базовую теорию. Но студентам не хватает практики. Кроме того, высокие технологии развиваются так стремительно, что учебные программы институтов за ними порой не успевают — студентам не хватает горячих знаний в
Вторая проблема: студентов не учат быть инициативными, «учат пользователями, а не созидателями», как определили в «Лаборатории Касперского».
Эту проблему компании также решают, вводя курсы, направленные на развитие лидерских качеств. «Наши специалисты читают курсы лекций по развитию личностных навыков — например, навыка публичных выступлений, умения вести переговоры.
Специалисты из отдела персонала проводят
Конкуренция за вуз
С одной стороны, парадоксально, с другой — вполне
Hewlett Packard наладил взаимодействие уже с 17 российскими вузами — в его активе помимо МГУ и СПбГУ Самарский аэрокосмический университет, Дальневосточный технический, Казанский и Камчатский госуниверситеты.
В HP убеждены, что студентам не хватает многих знаний — во всяком случае, компания разработала курсы и лабораторные работы по таким темам, как «Параллельное программирование», «Сетевые технологии», «Маршрутизация в компьютерных сетях», они уже внедрены в учебный процесс вузов, рассказывает Игорь Белоусов, ведущий менеджер по работе с образовательными учреждениями НР в России.
Intel охватил своим влиянием Нижний Новгород, Новосибирск, Челябинск — всего около 25 вузов в России и странах СНГ. Работа с вузами была начата еще основателями компании (около 40 лет назад в Кремниевой долине США) и является частью корпоративной культуры.
«СИТРОНИКС» также не жалеет времени и денег на обучение студентов: студенты
«Предприятие может влиять на содержание программы обучения, добавлять или расширять отдельные курсы обучения по направлениям, необходимым для развития производства», — комментирует
«Лаборатория Касперского» наладила сотрудничество уже с двумя сотнями вузов. Инвестиции в образовательные проекты составляют свыше 5 млн. рублей в год. Студенты сначала проходят практику (работающие неполную неделю стажеры получают по 18 тысяч в неделю) и через полгода могут попасть в штат (с окладом от 30 тысяч).
Свободны в выборе компании
1200 студентов из 500 российских вузов, изучающих юриспруденцию, бухгалтерский учет и аудит, финансы и кредит, каждый год используют в процессе обучения систему «Гарант».
«Яндекс» не стал ограничиваться сотрудничеством с несколькими российскими вузами и два года назад открыл вечернюю Школу анализа данных (студенты обучаются там бесплатно). Для студентов МФТИ и ВШЭ обучение в этой школе — одна из возможных магистерских программ, а для студентов других вузов — программа дополнительного образования. Школа появилась, когда при поиске новых сотрудников стало ясно, что большинство выпускников ведущих вузов незнакомы с тематикой задач «Яндекса» и не умеют программировать на нужном уровне, вспоминает руководитель отдела по работе с академическими программами «Яндекса» Елена Бунина.
Студенты не связаны с компаниями, обучающими молодых людей «под себя», никакими обязательствами: в штат попадает только часть студентов, но эти знания будут востребованы во многих компаниях.
Опыт американских вузов показывает, насколько эффективным может быть сотрудничество университетов с бизнесом. Массачусетский технологический университет (MIT) — пример того, каким эффективным может быть образование, где студенты вправе выбирать курсы, а на факультетах ведутся исследовательские работы — например, разрабатываются энергосберегающие технологии и новые методики лечения рака.
Компании настолько заинтересованы в выпускниках этого вуза, что из спонсоров выстраивается очередь. Денег не жалеют: ежегодный спонсорский взнос составляет от 50 тысяч до 300 тысяч долларов, среди спонсоров фигурируют Alcatel, General Electric и General Motors, Hewlett Packard, IBM, Johnson & Johnson, Microsoft, Nestle, Nokia и NASA. Представители компаний участвуют в заседаниях совета факультета и составляют заказы на исследования, студенты проводят исследования, в которых заинтересованы компании.
Это путь, по которому сейчас двигаются наиболее прогрессивные университеты России. Когда у студентов появится возможность проводить действительно серьезные исследования, а институты изменят свои программы, дополнив их самыми современными курсами, объем спонсорской помощи возрастет в разы. Тогда студенты российских вузов, получив диплом, смогут легко находить работу как в России, так и за океаном.
Что нужно менять в российской системе образования?
Яна Зверева, студентка
— Я за перемены: нужно брать самое лучшее из европейской и американской систем образования и модернизировать под нашу реальность.
Плюс российского образования — широкий охват знаний. Но нужно сделать так, чтобы студент мог выбирать те предметы, которые ему по душе.
А вот практики и реальной возможности трудоустройства после университета у нас не хватает. Если нет практики, тебя на работу никто после вуза не возьмет.
Анастасия Беляева, Выпускница факультета социального управления РГСУ:
— Нужно как можно больше внимания уделить предметам конкретно по твоей специальности, а не общеобразовательным наукам. Допустим, на факультете социального управления слишком углубленно изучают программирование, которое в работе не пригодится. И нужно не только теорию изучать, но и выделить время для практических занятий, так как половина студентов даже не понимают сути своей специальности.
К сожалению, летняя практика не дает навыков, которые пригодятся в дальнейшем.
Сергей Кузнецов, Выпускник
— В системе высшего образования существует давняя проблема зарплаты преподавателей. Это ненормально, когда доцент в вузе получает заработную плату 8 тысяч рублей, а руководство вуза получает «немного» больше.
Если говорить о возможности трудоустройства после института, то в направлении строительства и архитектуры проблем нет. Специальности инженера,