Главная Экономика 00:26 20 Января 2023 7820
Роялти в кустах

На Западе заговорили о возобновлении полетов над Россией. Но бесплатно. С чего бы это?

Анатолий Журин
Полет над воздушным пространством России позволял западным авиакомпаниям экономить миллиарды долларов. Фото: Николай Гынгазов, globallookpress.com

Европейские авиаперевозчики ищут варианты возвращения полетов над Россией. Из-за закрытия нашего неба для пролетов зарубежных компаний воздушные маршруты Старого Света сковали пробки наподобие автомобильных в часы пик. И вот на днях в руководстве организации ИАТА заговорили не только о возможности восстановления прежних маршрутов, но и об отмене взимания планы за пролеты над нашей страной. С чего бы это?

Примером тому, как политические «закавыки» разрушают бизнес, может служить финская Finnair, перекроившая всю схему полетов в Азию. Теперь их пассажиры летят через Кавказ или Северный полюс, что дорого, долго и неудобно. Мало того: до санкций многие полеты из Амстердама и Копенгагена проходили как раз через Финляндию, которая исправно получала доход в виде аэронавигационных сборов. Северные соседи подсчитали, что из-за запрета на полеты каждый месяц потери составляют около 1,5 млн евро. Не так много, но деньги эти были не лишними.

Так что последние предложения руководства ИАТА о необходимости готовиться к возвращению полетов над Россией, а затем рассуждения главы транспортного директората Еврокомиссии Хенрика Хололея об отмене в этом случае транссибирских роялти совсем неслучайны. Западные перевозчики умеют считать деньги, а полет над воздушным пространством России позволял авиакомпаниям экономить миллиарды долларов. Но ведь сегодняшние проблемы созданы не без их прямого участия, они сами запретили нашим самолетам летать над Европой.

— Самое любопытное, что европейцы, едва заговорив о возможности открытия российского воздушного пространства, нам уже ставят условия, — отмечает наш эксперт Валерий ЕЖОВ, главный эксперт движения «Аэронавигация без границ». — Этакий дележ шкуры неубитого медведя. На мой взгляд, последовательность действий должна быть такая: открывайте свое небо, а мы следом откроем свое. Тогда и детали, может быть, обсудим.

Справедливости ради стоит отметить, что на протяжении десятилетий с советских времен в прессе поднимается вопрос, связанный с так называемыми роялти — средствами, получаемыми от иностранных авиакомпаний. Определение этого понятия периодически менялось в зависимости от политической погоды и изменений в законодательстве. Так, в протоколе от 30 июля 1993 года эти средства называются компенсацией за право пролета над территорией РФ, а в других отдельных документах — просто «компенсационными выплатами». Иностранные авиакомпании деньги исправно платили, так как в конечном результате это было им выгодно. В современной России, где появились коммерческие авиаперевозчики, они стали задаваться вопросом: почему пятая часть роялти идет на счет «Аэрофлота», а не делится между всеми субъектами гражданской авиации? Рано или поздно воздушное пространство откроется, и тогда, считает Ежов, взимание платы за полеты должно соответствовать стратегическим интересам государства, а не отдельных представителей приближенного к власти бизнес-сообщества.

Что имеется в виду? В советский период пролет над территорией СССР по транссибирскому и трансазиатскому маршрутам осуществлялся иностранными авиакомпаниями с обязательной посадкой на нашей территории. Необходимость приземления объяснялась обеспечением национальной безопасности и экономическими выгодами. Во-первых, появлялась возможность проведения досмотра, чтобы исключить транзит запрещенных грузов в третьи страны. Да и сама посадка — это возможность получения дополнительной платы за предоставленный комплекс различных услуг. Все поменялось во время перестройки, когда в качестве уступки новым партнерам было принято решение отказаться от практики обязательных посадок. Остались только роялти — компенсационные выплаты в пользу единого тогда «Аэрофлота». Решение принималось на основании межправительственных соглашений и реализовывалось подписанием соответствующих протоколов.

С распадом СССР появилось множество авиакомпаний, аэропортов, предприятий по использованию воздушного пространства, УВД и т. д. Роялти же остались, а, как мы уже знаем, распоряжаться этими средствами по-прежнему продолжал «Аэрофлот», а также руководство гражданской авиации в виде соответствующего федерального органа исполнительной власти. И, если все же правомерность взимания роялти относительно понятна и обоснована, то к распределению этих средств всегда были и останутся вопросы.

— Механизм распределения в силу ряда причин непрозрачен, — убежден Валерий Ежов, — что создает среду для возможных коррупционных действий. Протокол от 30 июля 1993 года о распределении так называемых компенсационных выплат, получаемых от ряда иностранных авиакомпаний, подписали представители Росаэронавигации, департамента воздушного транспорта и «Аэрофлота». Но, если честно, не все подписанты этого протокола знали, сколько реально в денежных средствах составляют те самые 100% дохода и каким образом должна осуществляться его реализация, а также контроль исполнения. Кстати, само понятие роялти никакого отношения к навигационным сборам не имеет, так что каждый этот пункт может толковать по-своему. Например, как право пролета над нами или как-нибудь еще.

Не рано ли сегодня толковать об этом, политическая погода пока нелетная? Вопросы возможности открытия российского воздушного пространства для иностранных авиакомпаний недружественных стран должны прорабатываться уже сейчас, считает Ежов, с учетом реализации иных принципов взаимоприемлемого взаимодействия.

P.S. К месту напомнить, что в Евросоюзе, заявляющем о необходимости отмены транссибирских роялти, с 2005 года создана система торговли квотами на парниковые газы (ETS). Согласно принятому закону, авиакомпании, использующие воздушное пространство Европы, обязаны платить налог на выбросы углекислого газа в атмосферу. Средства, естественно, идут в бюджет ЕС, а не какому-то одному хозяйственному субъекту.

Экономика 00:01 / 11 Апреля 2025 7120
Деньги на мусор

Фактически мусоросборщики делают их из воздуха - точнее, изымают в принудительном порядке из карманов граждан

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
«Мусорная реформа» в России явно провалилась. Вопрос - где посадки? Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

С 1 апреля 2025 года в России вступил в силу мораторий на проведение «весогабаритного контроля для двуосных и трехосных тяжеловесных транспортных средств, используемых для транспортировки твердых коммунальных...

Декларируя борьбу с инфляцией, власти создают условия для ее роста

Михаил МОРОЗОВ, обозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Bulkin Sergey, globallookpress.com

С 1 июля тарифы ЖКХ по всей России будут повышены в среднем на 11,9%. Об этом на прошлой неделе сообщил первый зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев. По его словам,...

Суд арестовал активы Анатолия Чубайса более чем на пять миллиардов рублей

Алекс Зверев
Труд
Анатолий Борисович мимо рта ложки не проносил. Фото: Сергей Булкин/news.ru, globallookpress.com

Федеральная служба судебных приставов сообщила, что суд арестовал активы Анатолия Чубайса на сумму 5,6 млрд рублей. Осталось найти, где спрятал деньги бывший главный приватизатор России, председатель «Роснано» и специальный...

Граждане покупают только одну из трех готовых квартир. Остальные стоят пустыми

Александр Киденис
Труд
Потребность в жилье у россиян остается очень высокой. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Россия рискует остаться без новостроек: госкорпорация «ДОМ.РФ» прогнозирует сокращение ввода жилья к 2027 году на 30 млн кв. метров — это 28% от ввода жилой недвижимости в рекордном 2024-м,...

Законы, ограничивающие аппетиты строительного бизнеса и близкого ему чиновничества, вредят развитию Москвы?

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Мэр Москвы Сергей Собянин назвал Генплан тормозом развития города. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

На прошлой неделе на заседании президиума Госсовета по вопросу развития «инфраструктуры для жизни» мэр Москвы уже в практической плоскости озвучил давнюю мечту: отказаться от главного закона, по которому...

Экономика 00:01 / 04 Апреля 2025 4419
Дед Мазай и люди

Паводки всегда приходят нежданно 

Александр Киденис
Труд
Специалисты утверждают, что с природой нельзя только воевать. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Ровно год назад на Южном Урале в считаные часы стремительно затопило 190-тысячный город Орск: после прорыва земляной дамбы, обошедшейся почти в миллиард рублей, под водой оказались более 6700 домов, погибли пять человек (а в целом...

Роспатент создал уникальный прецедент

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Ramon Costa, globallookpress.com

Роспатент официально зарегистрировал товарный знак Ericsson за российским производителем кондиционеров ООО «Р-Климат» («Русклимат»). Создан уникальный прецедент, который остряки уже назвали «импортовозвращение». Вообще...

У покупателей госактивов нет гарантий, что в какой-то момент купленное не отнимут - Бовт

Евгений Акатов
Труд
Георгий Бовт. Фото:© Pravda Komsomolskaya, globallookpress.com

Чубайс в Израиле, но дело его живет. «У нас будет предложение по «большой приватизации», — сказал на коллегии Росимущества министр финансов Антон Силуанов. Размещенные на вкладах россиян...

У 73% россиян нет сбережений, на которые можно прожить хотя бы четыре месяца

Александр Киденис
Труд
Фото: © Belkin Alexey, globallookpress.com

Центральный банк РФ сообщил о рекордных объемах сбережений населения страны на банковских депозитах: на начало года они составили 57,5 трлн рублей. После чего министр финансов Антон Силуанов на съезде РСПП порекомендовал...

В Петербурге транспортная реформа удалась. Ведь власти всерьез так считают

Ирина Смирнова
Труд
Половина жителей Питера добираются до работы и обратно домой как могут. Это - итог реформы. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

В рамках реформы, которую продвигают питерские власти, с 1 апреля 2022 года общественный транспорт перешел на новую модель транспортного обслуживания, когда все «коммерческие» маршруты перевели на «социальные». К концу...

Обычное еще вчера мясо теперь станет «премиальным продуктом»

Алекс Зверев
Труд
Фото: © Sergey Elagin, globallookpress.com

«Мы получили лучший урожай, но, к сожалению, ни в одной лавке, ни в одном магазине хлеб не подешевел ни на одну копейку», — было сказано в среду, 26 марта, в Госдуме...

Экономика 00:11 / 11 Апреля 2025 3892
Удушающие объятия

В 1990-е годы Петербург прославился криминальными войнами. А 30 лет спустя - коммунальными

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
Северную столицу захватывает коммунальная мафия. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Атаки рейдеров на дома крупнейшего мегаполиса год от года возрастают, число их жертв множится. Это засвидетельствовал и курирующий вопросы ЖКХ вице-губернатор Петербурга Евгений Разумишкин. Отвечая на вопросы горожан...

Экономика 00:06 / 25 Апреля 2025 3748
А олени лучше

Российский автомобильный рынок все больше напоминает начало 1990-х

Максим Башкеев
Труд
Рейтинг самых продаваемых «подержанок» возглавила родная вазовская «семерка». Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Помните такую песню Кола Бельды, с хитрым прищуром глаз утверждавшего, что лучшее транспортное средство у нас — олень? Если он и преувеличивал, то ненамного. Российский автомобильный рынок все больше напоминает...

Оказывается, пока идешь через торговый зал магазина, товары могут подорожать в среднем процентов на 15

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Руслан Яроцкий/Ura.ru, globallookpress.com

На прошлой неделе по случаю заглянул в магазин OBI, что на 47-м километре МКАД. Взял с полок несколько товаров и, преодолев огромное пространство гипермаркета, оказался у кассы. А тут, как советуют знающие...

Украина во главе с Зеленским так и не подписала окончательных документов по соглашению, а заодно и не желает завершать боевые действия, подчеркнул глава США 

Фото: © White House, globallookpress.com

Президент США Дональд Трамп выразил свое возмущение по поводу того, что Украина во главе с Владимиром Зеленским так и не подписала окончательную сделку по редкоземельным металлам. Также он обвинил украинского коллегу...

Прецедент с изъятием средств ранее уже произошел в Германии 

Фото: © Zamir Usmanov, globallookpress.com

Суд Евросоюза в Люксембурге подтвердил, что запрет на ввоз наличных евро в Россию из ЕС распространяется даже на медицинские расходы. Об этом говорится в решении судебной инстанции, опубликованном в среду, 30 апреля. «Запрет на вывоз...