«Российская экономика растет ниже своего потенциала», — заявила уже утвержденная главой Центрального банка России (ЦБР), но еще не вступившая в должность Эльвира Набиуллина. И даже пообещала, что финансовый регулятор, «используя свои инструменты», сможет повлиять на экономический рост, подняв его до
Главный инструмент любого банка — деньги. Главный инструмент центрального банка страны — создание условий, при которых денег в экономике становится больше или меньше. Эльвира Набиуллина обещает «запустить монетарные стимулы экономического роста» — то есть денег станет больше. В финансовой политике новейшей России такого еще не было. Во всяком случае нынешний глава ЦБР Сергей Игнатьев проводил другую политику, добиваясь не экономического роста, а снижения инфляции. Правда, недавно даже Игнатьев заявил, что планирует снижение ставок. Хотя инфляция в стране выше требуемой. «Впервые за 11 лет я оказался в таком сложном положении, — признался главный банкир. — С одной стороны, есть замедление экономического роста, и вроде надо смягчать, но безработица низкая и инфляция высокая, то есть смягчать не надо...»
А ситуация в экономике слишком тревожная: темпы роста с
Теоретически теперь мы можем ожидать всяких чудес. Потому что уже был прецедент: в 2001 году, когда мировая экономика сильно замедлилась, а настроение населения упало ниже плинтуса (после взрыва 11 сентября башен-близнецов в Нью-Йорке), глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен радикально понизил учетную ставку для доллара: было 6% — стал 1%. Мировые деньги (то есть доллары США) разом подешевели, их стало очень много. В результате в экономиках разных стран, тесно связанных с американским рынком, наступило процветание. Хватило на целую семилетку — до кризиса 2008 года.
Однако у нас так не будет, потому что 12 лет назад удешевлением американского доллара воспользовался весь мир: люди брали дешевые кредиты, открывали на них новые бизнесы или расширяли уже действующие — в разных странах наступило стабильное оживление. В нынешней России иные настроения, по анекдоту: «Власть выделила многомиллиардные суммы — это к чему?» — «К появлению новых миллиардеров!»
«В России денег много, но крайне мало достойных проектов, в которые можно вкладываться», — говорят отечественные специалисты по инвестициям. «В России непривлекательный инвестиционный климат», — вторят им зарубежные инвесторы. «У нас закончились источники роста, — утверждает научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики» Евгений Ясин. — Предприниматели питали надежды на реформы — их уже нет. Нам помогал перманентный рост нефтяных цен — он закончился. Был интерес западного бизнеса — и прошел. За счет чего же расти?»
Любопытно, что даже российское население начало «припрятывать» деньги — за первый квартал объем вкладов в банки вырос почти на 3,5%. Хотя предыдущие полгода вклады сокращались. Разумных объяснений такому феномену нет, но это признак повышенной тревожности настроений.
Или россияне просто готовятся к грядущему росту цен, который обязательно последует после снижения «цены денег»?