Громкими квартирными кражами отмечены недавние новогодние праздники. Так, 24 млн рублей захватили на днях бандиты, ворвавшиеся к молодому питерскому блогеру, специалисту по криптовалюте. В интернете гадают: почему он хранил столько денег дома, да еще и хвастал ими в соцсетях? А в Москве из квартиры 55-летнего мужчины на Сельскохозяйственной улице исчезли сбережения в отечественной и иностранной валюте почти на 50 млн рублей. Правда, на этот раз приехавшей в столицу 25-летней красотке, которую хозяин квартиры привел домой, не повезло — ее задержали с деньгами уже назавтра. Но не все криминальные ЧП завершаются так успешно...
В целом по стране армия домушников омрачила многим россиянам прошедшие праздники. И за этим криминальным всплеском скрываются фиксируемые статистикой две параллельно развивающиеся тенденции. Одна из них — рост количества квартирных краж. Ряд лет этот показатель неуклонно снижался, но в январе — ноябре 2017-го (более свежей статистики пока нет) он вдруг вырос на 3,9%. За 11 месяцев воры побывали, по данным МВД России, более чем в 66 тысячах квартир. В прошлом году удалось раскрыть лишь половину преступлений, дела и материалы о которых находились в производстве.
Вторая тенденция связана с другим явлением, тоже неожиданным — заметным увеличением хранящихся дома наличных денег. Речь о россиянах, имеющих сбережения. Вот данные Росстата. На 1 декабря 2016-го на руках у жителей было 4,2 трлн рублей (на считая иностранной валюты). А полтора месяца назад сумма выросла до 5 трлн с небольшим. За год прибавка составила 828 млрд рублей. Это существенно. Представьте: в среднем в домашних кубышках ежедневно оседала сумма в 2,27 млрд. Но может быть, это эффект обесценивания рублей? Ничего подобного: темпы пополнения запасов наличных денег под матрасами превышали инфляцию в 5 раз.
Суммы разные. У кого-то сегодня припрятано лишь 30-40 тысяч (недавно у пенсионера украли 10 тысяч, все его сбережения). Но у кого-то и миллионы. А в среднем, по оценкам некоторых экспертов, сумма домашних наличных составляет нынче 150-400 тысяч, не считая долларов, евро и другой валюты.
Итак, денег в жилищах не самых бедных россиян прибавилось, а хрустящие банкноты, как известно, магнитом притягивают преступников. Вот почему тенденции связаны.
В кризисной экономике, в условиях огромного материального расслоения ухудшается социальный климат и обостряется криминальная обстановка.
Как показал опрос ВЦИОМа, проведенный несколько месяцев назад, только треть граждан имеют накопления (таковыми россияне считают сумму, начинающуюся от 400 тысяч рублей, а для Москвы и Санкт-Петербурга — 480 тысяч). А при этом вклады в банках имеют 74% опрошенных. Конечно, эти общие цифры не показывают, как живут те, у кого не хватает до получки, какие проблемы им приходится решать. Более рельефную и весьма тревожную картину дают масштабные репрезентативные обследования 48 тысяч домашних хозяйств, которые проводятся ежеквартально Росстатом.
Во втором квартале минувшего года, свидетельствует статистика, средние расходы на домашнее питание одного члена семьи составляли в нашей стране 5674 рубля в месяц. Это 189 целковых в день, совсем немного. Но за средними данными скрываются поистине шокирующие цифры. У 14,5 млн малообеспеченных россиян из наиболее неблагополучной в материальном отношении первой статистической группы на питание остается всего ничего — 2710 в месяц, или 90 рублей в день на человека. Это и на завтрак, и на обед, и на ужин. Да какой там, к лешему, обед или ужин, если вообще не понятно, что можно купить на такие гроши?
Во второй группе (тоже 14,5 млн человек) на питание уходит 3763 рубля, или 125 в день. Мизерные деньги. Это, на мой взгляд, жизнь впроголодь. И речь, замечу, о 29 млн россиян.
Впрочем, интервьюерам Росстата только 1% наших чрезвычайно терпеливых, непривередливых, привыкших к тяготам граждан заявили, что денег им не хватает даже на еду. А 20% россиян, то есть каждому пятому, на еду хватает, но покупать одежду, обувь, оплачивать жилищно-коммунальные услуги затруднительно. Иными словами, пятая часть населения страны — абсолютные бедняки. Еще для половины россиян не по карману покупка товаров длительного пользования. Что же, холодильник, компьютер, телевизор — это теперь уже роскошь?
Минувшим летом каждое шестое домохозяйство из-за отсутствия денег влезло в долги, ибо не смогло произвести необходимые платежи (один или несколько): за услуги ЖКХ, использованную электроэнергию, обучение детей и/или взрослых, банковский кредит, или отказалось от покупки лекарств, назначенных врачом для неотложного лечения. Это в целом. А во многих регионах ситуация совсем плохая.
Так, в лидерах по количеству отказов жителей от покупки жизненно важных медикаментов во втором квартале прошлого года значилась Саратовская область. Об этом сообщили 35% домохозяйств. Представьте: человек заболел, врач выписал необходимые препараты, но купить их не на что: В этом же регионе наибольшие трудности у населения и с оплатой жилищно-коммунальных услуг (почти треть семей в должниках), и с расчетами за электроэнергию (здесь регион занимает предпоследнее место, а замыкает таблицу Тува). А о нехватке денег на еду в Саратовской области заявили 8,7% домохозяйств (в среднем по стране — 1%, в Москве — 0,7%).
В таких семьях, понятно, хронический дефицит наличных, и к ним домушники не наведываются. А имеют деньги (начиная с небольших сумм) и хранят дома, судя по опросам, 20-25% граждан. Здесь и скромные середняки, и вполне состоятельные люди.
Почему же эти граждане не идут в кредитные учреждения, в банки, где на вклады начисляют проценты? Во-первых, потому, что в последнее время усиливается недоверие к банковскому сектору. Шутка ли, за три года количество кредитных организаций, имеющих право привлекать вклады населения, сократилось на треть — с 690 до 468. Отзывы лицензий, санации, вся эта кутерьма напугала многих, несмотря на то что вклады застрахованы на приличную сумму. Страховка страховкой, но доверие тает. Куда уж дальше, если даже в Сбербанке сотрудницы украли нынешней весной у клиента 40 млн рублей...
Есть и другие причины. Когда ухудшается материальное положение, граждане стремятся покупать товары, продукты подешевле — на рынках, на предприятиях малого бизнеса. А там нередко расчеты за наличные. Кроме того, уходят в теневой сектор, где тоже в основном вращается нал. Пугают хакеры, которые могут снять деньги с карточек. Словом, многие считают, что надежнее хранить деньги дома.
Что же касается тех, кто имеет солидные финансовые ресурсы, то нередко и эти люди не идут в банк, предпочитая не демонстрировать свои капиталы государству. Чтобы избежать повышенного внимания. Да и неплохо под рукой иметь пару заветных чемоданчиков на всякий непредвиденный случай. В них и доллары, и евро, и фунты, и рубли...
Так образуются триллионы наличных. Вместе с теневыми, не попадающими в статистику капиталами и иностранной валютой получается очень большая сумма.