Воспитают со школьной скамьи
В будущем вузы задумаются о том, кто придет к ним учиться, и поэтому обратятся к школам.
Это актуально уже сейчас: во время вступительной кампании в 2009 году многие высшие учебные заведения вынуждены были принимать ребят с невысокими результатами ЕГЭ. А что делать? На безрыбье и троечник сойдет.
Однако в ближайшее время научное сообщество может осознать: лучше сделать более жесткий отбор и принять активное участие в подготовке будущих студентов, чем потом маяться с неучами.
Большинство вузов решат заключить договор сразу с несколькими школами, куда будут приходить и читать лекции и проводить
«Это верный путь развития: надо общими усилиями заниматься повышением качества образования, — считает ректор РГГУ Ефим Пивовар. — В вузе уже есть несколько лицейских классов, которые находятся в пяти столичных школах; там некоторые уроки ведут вузовские преподаватели. Получается двустороннее движение: и вуз влияет на качество выпускников школ, и учащиеся заранее знают все о вузе. Параллельно проходит и профориентационная работа: школьники узнают о специальностях в университете. И они не будут веером рассылать свои результаты ЕГЭ и на экономику, и на социологию, и на культорологию, а выберут
«Акцент на связи школ и вузов в этом сценарии прямо противоречит конституционной гарантии доступности образования», — уверена завкафедрой философии образования философского факультета МГУ Елена Брызгалина. Она считает, что поиск талантов возможен не столько через прямые договоры вузов со школами, сколько через систему олимпиад, творческих конкурсов, конкурсов инновационных молодежных проектов.
«Работа со школами — это оптимальное и правильное решение. Но с чего мы взяли, что школьникам это будет интересно? Школьников и студентов надо заинтересовать наукой, только тогда они придут», — сомневается Владимир Зернов, ректор Российского нового университета (РосНоУ).
Качество превыше всего
Чтобы привлечь абитуриентов, которых в ближайшие годы станет еще меньше, вузы будут готовы на все.
Возможный вариант развития событий — высшие учебные заведения будут стараться перещеголять друг друга в «крутости». Именно качество образования станет основным пряником для поступающих.
«Качественное высшее образование необходимо стране и обществу, но в данной ситуации это не соответствует менеджменту вузов. Пока они не могут хорошо учить — для этого нужны современные преподаватели и современные технологии. Но развиваться нет стимула: бюджетные места и так выделяются, финансирование и так есть», — уверен Владимир Зернов.
Если гонка за качество все же начнется, выживут те вузы, которым удастся привлечь к преподаванию лучшие умы, в том числе практиков, известных менеджеров и бизнесменов. Скорее всего, это будут крупнейшие региональные и столичные вузы. Отбор в них тоже будет куда более суровым, требования к поступающим ужесточатся — освоить программу станет сложнее.
«Вузы уже сегодня оказались в ситуации жесткой конкуренции за абитуриента, но насколько в этой конкурентной борьбе качество образования станет основным пряником для поступающих — еще вопрос», — уверена Елена Брызгалина из МГУ. С практиками тоже надо быть осторожнее: сообщества работодателей по конкретным специальностям не имеют общего понимания требующихся от выпускника вуза компетенций, а их вмешательство может быть чревато принижением, вплоть до полного игнорирования роли общекультурной, методологической, мировоззренческой подготовки.
Повышение качества образования может привести к тому, что повысятся и цены на образовательные услуги: лучшие отечественные и иностранные преподаватели, новейшее оборудование — это все стоит немалых денег.
«
«Что касается увеличения числа платников, то пока вузы, конечно, могут менять число внебюджетных мест, но не сильно. Например, у нас на 1000 бюджетных мест 300 платных. В некоторых вузах их около половины, не более», — успокаивает ректор РГГУ Ефим Пивовар.
Однако платников пока меньше, чем бюджетников, не потому, что вузам
Другая учеба
Учеба в вузах будущего будет организована
Безусловно, важнейшим требованием будет знание английского языка, а лучше — нескольких языков.
Эти требования будут актуальны не только для поступающих и учащихся МГИМО или языковых факультетов, но и для технарей, потому что все будут активно участвовать в международном обмене: готовить выступления перед студентами других стран на конференциях, писать статьи в научные журналы, делать презентации.
Не исключено, что учебный процесс в технических вузах будет сильно отличаться от процесса обучения в гуманитарных. Студенты инженерных и
А студенты гуманитарных факультетов будут уходить из вузов после бакалавриата: многие из них сочтут, что вовсе не обязательно получать узкую специализацию, и предпочтут выйти на рынок труда.
«Именно так и было в СССР. Гуманитарии учились 4 года, технари — 5,5–6 лет. За меньшее время материал не освоить. В ряде технических вузов в аспирантуру шла треть или даже половина выпускников. Тогда это было понятно: инженер получал неплохие деньги, был уважаем обществом», — говорит Владимир Зернов из РосНоУ. Но полагает, что сейчас такое возможно, только если повысить престиж технического образования.
Ефим Пивовар из РГГУ уверен, что то, сколько студент будет учиться в вузе, не зависит от его специальности. «Если школа перейдет на
Отношение к гуманитарному образованию как к более легкому и менее важному чревато печальными последствиями.
«Отказ от глубокого гуманитарного образования, перевод его в поле личного дела человека обернется для страны снижением духовного, творческого потенциала. Образование призвано обеспечить не только формирование кадрового потенциала экономики, но и социализацию новых поколений, должно способствовать стабильности государственной системы и предотвращению острого протекания социальных конфликтов», — заключает Елена Брызгалина из МГУ.
Нужные на рынке
Какими специалистами будут выпускники вузов через десять лет, предсказать трудно. Все зависит от пути, по которому пойдут вузы.
Если они будут действительно делать ставку на качество и проводить строгий отбор, то тогда молодые специалисты действительно будут востребованы на рынке труда.
Но отобрать мотивированных и желающих учиться не ради дипломов, но ради знаний ребят достаточно сложно — тут одними результатами единого госэкзамена не обойдешься. Тест — он и есть тест, и не определить, что за личность ставила эти крестики в аккуратных квадратах на странице ответов.
Поэтому лучших студентов удастся отобрать учебным заведениям, где проводятся дополнительные испытания или проходят олимпиады и конкурсы, по результатам которых ребята могут поступить в вуз.
Если же вузы предпочтут другой путь развития и будут руководствоваться соображением «лишь бы набрать», то и выпускники будут такими же. Не имеющие мотивации еще при поступлении, желающие откосить от армии или просто получить диплом, они выйдут на рынок труда сущими младенцами, готовыми к переучиванию. На этот раз их должны будут переучивать работодатели.
«Пока что мы идем по этому сценарию. Все стремятся получить высшее образование, но далеко не всем удается получить качественное высшее образование», — сетует Владимир Зернов из РосНоУ.
И тут второе или даже третье высшее не поможет: если первое было неконкурентоспособным, то и второе будет таким же. Серость рождает серость.
Топ-вузы 2020
- 1. МГУ
- 2. СПбГУ
- 3. Московский
физико-технический университет - 4. Высшая школа экономики
- 5. Российский университет дружбы народов
- 6. Финансовая академия при правительстве РФ
- 7. Московский
физико-инженерный институт - 8. МГТУ им.
Н. Э. Баумана - 9. Российский государственный педагогический университетим.
А. И. Герцена - 10. Уральский государственный университетим.
А. М. Горького - 11. Новосибирский государственный университет
- 12. Томский государственный университет
- 13. Нижегородский государственный университет им.
Н. И. Лобачевского - 14. Казанский государственный университет
- 15. Дальневосточный государственный университет
Источники: рейтинги «Рейтор», «Интерфакс» и «Эхо Москвы», общий балл поступающих в 2009 году