Экономика России чувствует себя гораздо лучше, вопреки прогнозам международных экономистов и аналитиков. Несмотря на обширные санкции, жизнь рядовых граждан почти не изменилась, пишет британское интернет-издание Independent. А Владимир Путин счел значимым результатом прошедшего года кратное повышение экономического суверенитета РФ. Как считает президент, трудности лишь пошли на пользу российской экономике. А что на это скажут наши собеседники?
Георгий Бовт, публицист
— Санкции почти не затронули наименее состоятельных. Их уровень потребления остался прежним, на том же минимуме. Однако большинства из нас коснулся рост цен. Наблюдаемая инфляция составляет порядка 20%, в отличие от формальной. Импорт сжался, расцвел черный рынок по ряду позиций. Стало сложнее выехать из страны. Но в магазинах по-прежнему есть еда и товары, а над головой у многих есть крыша. Мы не склонны к коллективному противостоянию, однако умеем приспосабливаться к реальности индивидуально. Жизнь научила.
Дмитрий Аграновский, адвокат
— Как обыватель я санкций не заметил. Цены растут, но прилавки полные. Техника стоит вменяемых денег. Острее ощущают санкции предприниматели, но они привыкли выкручиваться. А в целом с момента образования Руси наши люди «бодались» с Западом. Ровные отношения с ним возникали короткими временами и выглядели скорее аномалией. На фоне вековечной конфронтации и сурового климата в россиянах выросла способность переносить трудности. У Азимова был рассказ «Человекоминимум», а наш народ — человекомаксимум.
Константин Калачев, политолог
— Санкции пока не успели себя проявить в полной мере, но это может случиться через два-три года. Пока же средний россиянин живет на уровне потребления жителя Румынии или Болгарии, для него действительно мало что изменилось. Народ у нас закаленный. У четвертой части домохозяйств нет канализации, более 15 млн человек выживают на 15 тысяч рублей в месяц. Но что дальше? Какими станут цены? Даже самая крепкая финансовая система имеет пределы прочности.
Никита Масленников, ведущий эксперт Центра политических технологий
— Экономика жива, но проблем прибавилось. Мы начали структурно перестраивать экономику, но все происходит хаотично, и рисков стало больше. Уровень жизни граждан снижается. По сравнению с 2013-м объем реальных доходов упал на 9%. Обмелели частные инвестиции, а одних бюджетных на все не хватит. Это, надо понимать, серьезные вызовы, и бодрячество тут неуместно.
Павел Салин, политолог
— Санкции имеют накопительный эффект. Вначале был расчет на то, что они затронут все население. Теперь острие санкций направлено на ресурсы, необходимые для продолжения военной операции. Подводить итоги рано, не хочу спекулировать. Обыватель, разумеется, замечает снижение уровня жизни, однако адаптируется к этому, поскольку сползание происходит плавно. Именно поэтому наблюдателям могло показаться, что санкции не сработали. Думаю, дальнейшее понижение качества жизни лишь усугубит усталость в обществе. Во что она выльется, зависит от тех, кто окажется на политическом олимпе.