На днях Экспертный институт социальных исследований (ЭИСИ) провел круглый стол, посвященный проекту «ДНК России» и учебно-методическому курсу «Основы и принципы российской государственности», который вскоре планируется ввести в вузах. Но что такое ДНК в данном контексте? Разъяснений найти не удалось. Обычно аббревиатура ДНК подразумевает молекулу дезоксирибонуклеиновой кислоты, которая содержится в клетках всех живых организмов и обеспечивает хранение и передачу наследственной информации из поколения в поколение.
За проектом «ДНК России» (не путать с ДНК.РФ — просветительской платформой о наследственности и борьбе с болезнями) стоят чиновники Администрации президента и очередные попытки воспитывать молодежь так, чтобы она принимала на веру (или хотя бы делала вид) все происходящее и не противилась политике, проводимой сверху.
Как пояснили участники дискуссии, ныне существует большая проблема: молодые люди «хаотично заполняют свой мировоззренческий контур». Задача в том, чтобы его как-то упорядочить. Одновременно образовательный курс должен привить «ДНК России» в противовес «различным видам идеологического оружия Запада» вроде «теории тоталитаризма» и наконец-то показать, что Россия — это самодостаточная цивилизация, которая способна мирно сосуществовать с другими — за исключением тех «цивилизационных групп, которым свойственен каннибализм и нацизм»...
Вчитались, поняли? Тогда идем дальше.
Впервые речь зашла о проекте «ДНК России» в конце прошлого года. Стало известно, что под присмотром Кремля и при содействии Минобрнауки ведется поиск «ценностных основ» для россиян и формирование специального учебно-методического комплекса для студентов вузов под названием «Основы и принципы российской государственности». Основы эти получили воплощение в «пентабазисе», как окрестили идеологи. Авторами программной статьи в «Журнале политических исследований» выступили глава президентского управления по обеспечению деятельности Госсовета Александр Харичев, его соратник, научный руководитель проекта «ДНК России» Андрей Полосин, декан факультета политологии МГУ Андрей Шутов и эксперт ЭИСИ Екатерина Соколова.
Итак, очередная попытка найти национальную идею, продвинуться по пути изобретения объединительной идеологии. Сколько их, этих попыток, уже было — и вот еще одна, чуть ли не с чистого листа.
Без цитат тут, пожалуй, не обойтись. В статье господа Харичев и Полосин сетуют, что за последние 30 лет «ценностно-культурный портрет России усилиями «диванных профессоров» и «альтернативных специалистов» приобрел странный, порой совершенно не научный характер». Взамен авторы предложили свой. По такой схеме: «созидание — для человека, любовь — для семьи, единство — для общества, порядок — для государства и миссия — для страны». Ну вот он, маяк в бушующем море, позволяющий державному кораблю найти единственно верный путь.
На круглом столе ЭИСИ 9 февраля было заявлено, что «ДНК России» и производный от него курс «Основы и принципы российской государственности» «позволят дать некоторые общие механизмы горизонтального доверия, в том числе межпоколенческие». А также решить проблему «хаотического заполнения контура» путем разъяснения молодежи «четырех ценностных констант», свойственных российской государственности в течение всех исторических периодов. Константы от мудрых экспертов выглядят так. Первая — это «свой путь»: несмотря на разнообразные форматы цивилизационного взаимодействия, понятие «своего пути» всегда возвращает на него Россию. Вторая — «мессианство, наличие сверхцели» или понимание приоритета задач, связанных с «решением тематик или ситуаций, отложенных во времени». «Если ты в ситуации спасаешь своего друга, то ты русский», — доходчиво пояснил Андрей Полосин. Третья ценность — «сверхадаптивность», четвертая — «общинность в антитезе индивидуализму» или стремление к совместному решению.
И вот еще самое главное: большинство участников круглого стола сошлись в том, что, если мы будем «искать точку культуры вовне, это обречет нас на второсортность, ценности и теории, навязанные извне, используются против нас как идеологическое оружие»...
И ведь, по мнению авторов и их вдохновителей, вся эта казуистика должна овладеть массами и стать руководством к действию, причем в очень короткие сроки. Уже к марту планируется подготовить первую версию масштабного учебного курса «Основы и принципы российской государственности». Его будут преподавать студентам всех специальностей для «расставления мировоззренческих акцентов». В свою очередь «Основы» — это лишь часть анонсированного ранее проекта «ДНК России», который, по сути, представляет собой реформу высшего гуманитарного образования. В рамках этого проекта планируется определить и привить студентам ценности, которые, по мнению чиновников, соответствуют национальным интересам. Заодно авторы намерены сформировать «образ будущего России», основой которого станет тот самый «пентабазис ценностей»:
Что это? Банальное стремление урвать кусочек бюджета на околонаучные изыскания и ритуальные плясы вокруг молодежи? Помните, «Наши», «Молодая гвардия» и им подобные? Все кануло в Лету под грузом бездушной псевдопатриотической казенщины.
А может, это еще одна попытка найти основу для примирения и объединения раздираемого противоречиями общества, нащупать, как выражаются эти господа, «общие механизмы горизонтального доверия, в том числе межпоколенческие»? Но с такой лексикой и уровнем дискуссии этого точно не достигнешь.
Что касается национальной идеи, то на сей счет уже есть установка президента РФ, который неоднократно заявлял, что национальная идея России заключается в патриотизме, но он должен быть не квасным, а направленным на развитие страны. Так вот, согласно опросу ВЦИОМа от 2020 года, 80% россиян считают несовместимым с патриотизмом участие в коррупционных схемах, около половины — наличие второго гражданства, счетов в иностранных банках и недвижимости за рубежом. Все ли представители российских элит и завзятые телеэксперты, ежедневно поучающие, как нам стать патриотами, подходят под заданные опросами ВЦИОМа критерии? Да нет, лицемерием несет за версту.
Идеология нужна, спору нет, она существует в любой стране. Но для того, чтобы ее выработать и придерживаться на основе общественного консенсуса, нужны не келейные круглые столы, а национальная дискуссия на эту тему. Где будут слышны голоса не только околокремлевских идеологов и яйцеголовых экспертов, которые не являются ни идейными, ни моральными авторитетами для молодежи и для всего народа.
Что касается «хаотического заполнения мировоззренческого контура», то откуда эта беда взялась? Не оттого ли, что те, кто сейчас зовет молодежь за собой в единый боевой строй, совсем недавно пичкал ее так называемыми демократическими ценностями? Как тут не запутаться и не сбиться в ориентирах?
Пока что все попытки консолидации общества сводятся к выдавливанию из страны несогласных и нарастающему валу проклятий в их адрес. Наверху, видимо, считают, что чем больше «понауедет» всяких умников, тем монолитнее сплотятся оставшиеся. Но вокруг чего? Почему-то считается, что обеспечить высокотехнологическое развитие можно с любым интеллектуальным, культурным и образовательным уровнем общества. Но это точно не так.
В этом смысле куда продуктивней разъяснения молодежи «четырех ценностных констант» выглядит идея министра образования вернуть в школы уроки черчения, без которых ни инженеров, ни прорабов на выходе не получается. А еще бы возродить школьные кружки авиамоделирования, юного техника: Ведь подлинный суверенитет достигается не только на поле боя, а и за школьными партами, где воспитывают и учат всему, что нужно самодостаточной стране для развития.
А для серьезной выработки национальной идеи сначала придется признать фундаментальные ошибки и честно о них сказать, и сделать выводы, и чтобы вся страна это увидела, поняла и оценила. Пока кадровая политика подменяется кумовством, отсутствует персональная ответственность, а за ошибки одних отдуваются другие, никакая национальная идея не приживется. И никакого «горизонтального доверия» не добиться.
Вместо послесловия
А сам геномный код России давно найден и исследован — хотя бы в великих произведениях классиков русской литературы. Проблема в том, что его, говоря современным языком, все время пытаются изобрести заново или даже модифицировать, вставив инородные фрагменты. А генно-модифицированной России не бывает, не так ли?