Поправки в принятый 1 июня 2013 года антитабачный закон внесли скандально известные депутаты Дмитрий Гудков и Илья Пономарев. Они предлагают вернуть в аэропорты и на железнодорожные вокзалы запрещенные там было курилки. Такой откат назад с принципиальных позиций (сейчас у нас действует полный запрет на курение на вокзалах и в аэропортах) мотивируется, как всегда, «высокими смыслами»: сократился-де поток частных инвестиций, транзитные пассажиры из Европы и Азии не хотят летать через Россию из-за отсутствия курительных комнат.
Тут самое время сделать и нам большие глаза: разве Германия не в Европе? И разве там не действуют гораздо более жесткие регламенты на курильщиков? Однако через Германию никто летать не перестал, напротив, отбоя нет от желающих. Так что все эти депутатские «пояснительные записки к законопроекту» явно от лукавого. Между тем, господа депутаты, любители читать чудовищно дорогие лекции в «Сколково», ситуация с курением у нас в стране совсем не такая безобидная, какой вам удобно ее представлять. Потому что с очень высокой степенью достоверности выяснилось, что пока вы, вольно или невольно, блуждаете в трех законотворческих соснах, табачное лобби практически уже выиграло борьбу за потенциальных российских курильщиков.
Не вы ли, по сути, соглашаетесь, что табачные компании не рекламируют и не продвигают сигареты среди детей? Так вот, реальность доказывает обратное. Согласно результатам исследования того, как влияет табачный маркетинг на детей в шести странах с самым высоким уровнем курения, опубликованных в весьма авторитетном среди медиков-профессионалов журнале Pediatrics, в среднем по всем этим странам 68% детей опознают хотя бы один табачный бренд. Таковы пугающие результаты опроса 2423 детей из России, Бразилии, Китая, Индии, Нигерии и Пакистана, который провели ученые из американского Университета Джонса Хопкинса.
В этом исследовании приняли участие 5-6-летние российские дети, 201 мальчик и 200 девочек. Ученые опросили и городских, и сельских ребятишек, 50 на 50. У 42% детей курит как минимум один родитель. 46% ребят сказали, что курит кто-то в доме. Исследователи просили детей в игровой форме сопоставить разные логотипы с товарами, на которых они встречаются. Детям были предложены 24 логотипа разных товаров, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, включая восемь табачных брендов. Так вот, чтобы вы знали: самая узнаваемая марка у российских дошкольников - Marlboro: 23% детей, осведомленных о табачных брендах, показали на нее пальцем.
На втором месте по этой убийственной популярности — Winston (21%), следом с 15% — L&M. И не говорите нам, что это, мол, случайность, что выбор детей совпадает с выбором взрослых — все названные марки стабильно входят в топ-10 по популярности в России и выпускаются транснациональными табачными гигантами — компаниями Philip Morris и Japan Tobacco, которым в совокупности принадлежат 60% российского рынка. При этом каждый второй ребенок распознал минимум один табачный бренд — то есть ровно половина российских малышей точно знают, как он выглядит. Ясно, что дети из семей, где курят родители, чаще узнают сигаретные логотипы, чем дети некурящих. И 4% детей уже в этом возрасте заявили, что и сами обязательно будут курить.
«Эти 5-6-летние российские дети еще не умеют еще читать, но они уже узнают сигаретные бренды! Это ли не индикатор того, что мы должны направить на их родителей все возможные антитабачные меры? — кипит от возмущения председатель правления КонфОП Дмитрий Янин. — Пока таких мер не было, а были лишь декларации чиновников о важности борьбы с курением, в России за 10 прошедших лет сигареты стали более доступными по цене, а ограничение на курение в ресторанах и кафе вступит в силу лишь в июне 2014 года».
Думаю, мало кого из нас утешит новость о том, что в Китае дела обстоят даже хуже, чем у нас: там о табачных марках осведомлены 86% детей. 59% — в Бразилии, 76% в Индии, 51% в Нигерии и 84% в Пакистане. Мы с нашими 50% — лучшие среди худших. И — о радость! — мы снова вырвали пальму первенства у Нигерии...
Государственная дума между тем вчера сразу во втором и третьем чтениях рассмотрела поправки в закон «О рекламе», регулирующие рекламу табака. Табачные компании упорно отстаивают право продвигать свой товар хотя бы в торговых точках, считая это «информированием о новинках взрослых потребителей, сделавших свой выбор». И если мы позволим им и дальше нахраписто «информировать», с каждым годом к тем четверым дошколятам из каждой сотни будут неизбежно присоединяться все новые и новые дети, которые еще не умеют читать, но уже уверены, что будут курить — как мама и папа.