На последних звуках пьесы Анатолия Лядова «Кикимора» дирижер Дмитрий Крюков высоко прыгнул, сделал в воздухе разворот на 180 градусов и повернулся лицом к публике, которая взревела от восторга. Так начался концерт Национального симфонического оркестра Республики Башкортостан в Московской филармонии.
В Москве уфимцы появляются с завидной регулярностью, каждый раз с разными программами. Например, год назад в Большом зале Московской консерватории сыграли Прокофьева, Канчели, Кривицкого и национального классика Исмагилова, а на сей раз это была музыка Лядова, Рахманинова и Стравинского.
Первый номер программы – та самая «Кикимора» – восхитил безупречным балансом, чистейшей игрой духовых, сказочностью и таинственностью атмосферы, которую создавал оркестр под руководством своего главного дирижера Дмитрия Крюкова. Тонкая звукопись навевала ассоциации с учителем Лядова Римским-Корсаковым, тень которого, казалось, витала над сценой.
А вот интересно, все ли в зале знали, кто такая кикимора? В быту мы часто употребляем это слово, говоря о ком-то малоприятном. Но автор ориентировался на фольклор – «Сказания русского народа» Ивана Сахарова: «Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи... Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной». Нечистая сила же! Но у Лядова все не так страшно, как будто понарошку, недаром он назвал свою пьесу «фантастическим скерцо». Артистичный Дмитрий Крюков, на финальном писке флейты-пикколо повернувшись к публике, показал рукой куда-то наверх, как бы говоря: может быть, кикимора улетела? А если и нет, то уж точно «пропала, будто вовсе не бывало». Кстати, забегая вперед, скажу, что на бис оркестр сыграл еще одну пьесу про нечистую силу – «Поганый пляс Кощеева царства» из балета «Жар-птица» Стравинского, еще одного ученика Римского-Корсакова.
Последовавший за «Кикиморой» популярнейший Второй концерт Рахманинова, едва ли способный чем-то удивить, все-таки удивил – и прежде всего отличным ансамблем, подлинным триединством «солист-дирижер-оркестр». Дмитрий Крюков был предельно внимателен к солировавшей в нем пианистке Екатерине Мечетиной, при этом оркестровую партитуру вел корректно, точно. Чувствовалось, что знает ее до тонкостей и даже более того: как мне потом рассказал сам маэстро, ему важно «знать все в совершенстве», и он даже может сесть и сыграть на рояле партию оркестра от начала до конца! Этому дирижеру вообще свойственен перфекционизм, максимальная самоотдача, которые привил ему учитель – Валерий Полянский. «Моя жизнь целиком подчинена музыке, это самое главное для меня», – считает Дмитрий Крюков.
Что касается Екатерины, то Рахманинов – один из самых важных для нее композиторов, скажем, недавно она поразила публику в Москве, Сургуте и Луганске коллекцией всех рахманиновских фортепианных аранжировок, от Баха до Крейслера – сложнейших, невероятно виртуозных (на моей памяти такого никто не делал). Ну, а ее любимый Второй концерт игран пианисткой многократно, если точнее, то почти сотню раз, но впервые – с Башкирским оркестром. Хотя, как выяснилось, с этим коллективом она выступала еще студенткой, в 1999 году, потом в конце 2000-х годов. Но, как говорит Екатерина, «это был другой состав, который пребывал далеко не лучшем виде». Сейчас оркестр она просто не узнала: «Я потрясена. Это воспитанный, культурный, умный оркестр».
После антракта, «на второе» сыграли «Весну священную» Стравинского. Это недавняя премьера уфимцев, в Москве они исполнили ее всего второй раз. Стравинский говорил, что для него рождение произведения – это, прежде всего, рождение ритма, и не в последнюю очередь данный тезис относится к «Весне священной». Оркестр продемонстрировал отменную ритмику: чеканную, контрастную – с резкими переходами, буквально завораживающую! А какие были соло, как впрочем, и тутти духовых! Дмитрий Крюков рассказал, что они много работали над этой партитурой, буквально «точили» ее, и это чувствуется.
Башкирский оркестр молод – ему всего 30 лет, тем не менее сегодня это один из самых профессиональных и успешных коллективов в стране. И во многом это заслуга молодой амбициозной команды руководителей – прежде всего, главного дирижера Дмитрия Крюкова и генерального директора, кларнетиста-виртуоза Артура Назиуллина, которые уже четыре года работают в плотном тандеме. Активность оркестра невероятная – и дома, и на гастролях. Взглянем на афишу. После выступления в Москве оркестр сразу отправился в Оренбург, чтобы выступить на открытии музыкального фестиваля «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева», а 26 – 29 мая станет участником еще одного звездного фестиваля Дениса Мацуева – «Диалог поколений» к 150-летию Рахманинова у себя на родине в Уфе, где такой смотр пройдет впервые. Ну, а уже 10 июня оркестр вновь вернется в Москву для участия в фестивале «Рождённые Россией» в Большом зале Московской консерватории.