Каждый год перед традиционным посланием президента Федеральному собранию пикейные жилеты начинают гадания: о чем именно будет говорить глава государства, какие задания раздаст государевым людям, что пообещает населению. Как стало известно из кремлевских источников, в этот раз Владимир Путин намерен серьезно пройтись по действующей Конституции РФ, которой в декабре исполняется 20 лет, и, возможно, предложить изменения в текст Основного закона.
И дело даже не в том, что надо каким-то образом обосновать затеянное слияние Верховного и Высшего арбитражного судов. Слишком много изменилось и в России, и вокруг за 20 лет с той драматической осени, когда в мятущейся стране принималась постсоветская Конституция. Тогда в Москве отмывали кровь с асфальта после октябрьских событий 1993-го, в государственных структурах сидели американские советники, эти поводыри, обещавшие скоренько перевести страну через майдан, к сияющим вершинам капитализма. А всевозможные политологи спорили, сколько осталось до распада России — год или три. Главной задачей нового Основного закона было законодательно закрепить завершение советской эпохи, в том числе и отказавшись от всех ее достижений и гигантского производственного, научного и прочего багажа. А еще укрепить президентскую власть и юридически обосновать операцию по растаскиванию народной собственности по карманам своих ребят (кодовое название той аферы — «приватизация»).
Внешне текст Конституции РФ слегка напоминает Конституцию США, особенно в преамбуле. Сравните: «Мы, народ Соединенных Штатов, дабы образовать более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие...» и «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие...». Вот только дальше возникают непременные вопросы. Например, почему в тексте Конституции, написанной для страны, где проживают 80% русских, нет понятия русского народа? Почему так настойчиво в Основном законе отрицается государственная идеология? Почему главный финансовый орган — Центробанк — абсолютно независим от органов государственной власти, зато в реальности очень даже зависим от ФРС США?
Конституция утверждает, что все субъекты Федерации абсолютно равны, но при этом они имеют разный статус, некоторые — свою Конституцию и своего президента. Тогда в чем равенство, брат?
Скороговоркой упоминая о базовых правах человека — на труд, отдых, здоровье и образование, — Конституция внятно не гарантирует этих прав, зато в ней четко говорится о частной собственности на землю и недра. А положение о приоритете международного права над национальным ставит под сомнение фразу о суверенитете РФ.
Такого рода вопросов, оговорок и разночтений в главном документе страны немало. Всем известно уважительное отношение к российской Конституции Владимира Путина. Его не раз подталкивали по разным поводам к косметическому ремонту, но обычно отступали ни с чем. Однако при всем трепетном отношении к основополагающему документу надо признать: Россия начала 1990-х и сегодняшняя РФ — это совершенно разные страны. И если мы собираемся строить по-настоящему независимое и справедливое государство, то пришла пора существенного совершенствования такого инструмента, как Основной закон.
Голоса
Степан Сулакшин, директор Центра научной политической мысли и идеологии
— Думаю, косметическим ремонтом здесь не обойтись. Я знаю (поскольку сам над этим работал), что существуют весьма кондиционные проекты давно назревших изменений в Конституцию, их вполне можно обсуждать и в государственных структурах, и в обществе. Есть очевидные моменты, которые назрели и перезрели.
Виктор Шейнис, политолог
— Радикальная смена Конституции на данном этапе пойдет во вред. В документе есть первая и вторая главы — основы конституционного строя и права и свободы человека, которые должны быть неприкасаемы на долгую перспективу. В части организации государственной власти можно внести изменения. В Конституции должны быть более жестко прописаны принцип разделения властей и действительные гарантии прав граждан.
Светлана Ещенко, историк
— При всех несовершенствах действующей Конституции РФ браться за ее переписывание сейчас нельзя. То хрупкое равновесие, существующее в России, может быть нарушено в любую минуту. Представьте, какая и до каких краев может дойти дискуссия по поводу особого места русского народа, собственности на землю и недра, взаимоотношений международного и национального законодательства... Нет, это слишком взрывоопасно!