Знаменитый одиозными законопроектами депутат-единоросс Виталий Милонов в последнее время как будто исправился и вместо опостылевших запретов увлёкся социальными «пряниками». 14 мая народный избранник предложил министру труда Максиму Топилину включить потраченное на дорогу к работе время в трудовой день.
«Сегодня эффективность труда измеряется сотнями параметров, не связанных с часами сидения перед монитором. Нет прямой связи между зарплатой человека, его эффективностью и временем его ухода домой. Давайте закрепим фактическое положение вещей — час из восьми отведем на дорогу», - заявил Милонов РИА Новостям. Мера повысит трудовую дисциплину, мотивацию работников и покажет «социальную направленность нашего государства», считает Милонов.
Работник не должен становиться заложником системы трудодней или трудочасов «по образцу колхоза», уверен депутат.
В российских реалиях хватает темноты, холода и осадков: это снижает трудовые показатели. И добираясь до работы лишний час, а то и больше, граждане вместо гарантированного 8-часового рабочего дня получают 11-часовой. Ведь пока работодатели не учитывают время в дороге как трудовые часы, заметил Милонов.
Минтруд пока не получал предложение депутата, отметили в ведомстве.
Идею Виталия Милонова раскритиковал директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ Георгий Остапкович. «Нормальная популистская инициатива. Он мог и два-три часа предложить списать на дорогу. А кому-то 15 минут до работы: с ними как быть? – сказал порталу TRUD.RU экономист. – Снимем по часу, потеряем в неделю целый рабочий день. Производство, конечно, пострадает». К вопросу нельзя подходить «на гоп-стоп», уверен эксперт. Нужно смотреть по отраслям: в IT люди нередко работают из дома, а офисному «планктону» обычно предписано находиться в стенах фирм. Добывающая отрасль работает без выходных. «Газ, нефть, уголь – там нет праздников. Нельзя остановить скважину или печь», - отметил экономист. Но если, скажем, обувная компания производит много продукции, разумно перевести сотрудников на облегчённый режим работы. Зачем выпускать лишнее, если рынок перенасыщен, да и платежеспособность населения оставляет желать лучшего, рассуждает Остапкович. По его словам, проблему стоит рассмотреть Минтруду, Минэку и профсоюзам: пусть они и решат, в каких сферах избыток рабочих часов. Правда, куда проще менять подход к графику в бюджетных секторах. В области частного бизнеса больше места для манёвра как работодателя, так и работника.
В России даже с пятидневкой низкая производительность труда, это одна из главных причин невозможности уменьшать рабочую неделю. Однако наши скандинавские соседи – Финляндия и Швеция – уже подходят к четырёхдневке. И дело здесь не в лености русского рабочего, утверждает специалист. В развитых странах свежее оборудование, а в России коэффициент износа фондов промышленности составляет 55%. А у 33% оборудования в добывающей промышленности истёк нормативный срок использования, но техника всё ещё в эксплуатации, сказал эксперт.
Глава социального комитета Совфеда Валерий Рязанский мягко осадил пылкого парламентария. «Заменить один час трудового дня временем на дорогу - я бы так смело об этом не заявлял», - сказал Рязанский информационному агентству. По мнению сенатора, подобные инициативы нужно дополнительно обсуждать. К тому же в каком-то смысле чаяния Милонова уже отражены в действующих законах: так, если по пути на работу или с неё человек получает травму – она будет считаться производственной. А компенсации за производственные травмы разнообразны: от полного возмещения зарплаты по больничному листу до выплат за моральный вред.
Поддержал Милонова секретарь Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков. Восьмичасовой рабочий день и 40 часов в неделю – уже устаревшая норма, считает профсоюзный деятель. «Существенно изменились и технология, и образ жизни населения. Сама по себе идея, поскольку за счёт неё может сократиться продолжительность рабочего времени, является позитивной»,— сказал Шершуков изданию News.ru.
Урезание рабочего дня на час положительно скажется на психологическом состоянии сотрудников и повысит их работоспособность, считает руководитель Высшей школы логотерапии Московского института психоанализа Светлана Штукарёва. Всё, что способствует «боевому задору» - во благо и для человека, и для рабочего процесса, уверена специалист. Хотя и не все граждане сумеют воспользоваться лишним часом с толком, признала Штукарёва.
Глава Национального родительского комитета Ирина Волынец считает, что высвобожденный час позволит родителям чаще общаться со своими детьми. Это снизит вероятность подростковых преступлений и других опасных для общества поступков. В то же время в реализацию идеи Милонова Волынец не особенно верит.
Отметим, это не первая миролюбивая инициатива Виталия Милонова за последнее время. Так, в апреле он выступил с инициативой сократить рабочее время на час в зимние месяцы для повышения КПД и снижения риска депрессии.
Что ещё предлагал Милонов
Депутату предстоит выдумать ещё немало «добрых» законопроектов, чтобы общество подзабыло его упражнения в разнообразных запретах. Так, в сентябре 2012 года Виталий Валентинович хотел наделить гражданскими правами эмбрионов и попутно ужесточить наказание за аборты. Боролся депутат и с так называемой «гей-пропагандой», в качестве жертвы Милонов избрал популярную певицу Мадонну и стремился запретить в России её гастроли (параллельно власти и без Милонова специально раздували эту пугалку, чтобы оправдать закон о пропаганде гомосексуализма, его подписал президент в 2013 году). Народный избранник ополчался и на канал MTV Russia за «пошлость» и пропаганду «низких нравов». В 2015 году Виталий Валентинович покусился буквально на святое, затеяв подвергать предварительной цензуре сериалы вроде «Игры Престолов»: там «слишком много эротических сцен». Осенью 2017 года депутат попросил министра образования Ольгу Васильеву запретить праздновать на деле безобидный Хэллоуин в школах и детских садах. А в октябре прошлого года единоросс обратился к Васильевой с идеей ввести этический кодекс для школьников. Среди прочего, он запрещает школьникам красить волосы в яркие цвета и предполагает некие стандарты внешнего вида.