Замечали, наверное, как мужчины соревнуются друг перед другом компьютерами и машинами – у кого больше «лошадей», круче марка, выше стоимость и быстрее разгон. Женские состязания лежат в иной плоскости: чьи сапоги и сумка дороже, педикюр свежее и стрижка моднее. Но все это – ерунда по сравнению с тем, как и те, и другие меряются достижениями собственных детей. Причем начиная с самого рождения….
«Наш пополз, вот проказник», «А у нас зато зуб вырос!», «А моя-то, моя – переворачиваться начала в месяц/сидеть в три/стоять в пять/декламировать "Руслана и Людмилу" по памяти в год». Детская площадка, встреча одноклассников и специализированные форумы для молодых родителей в Интернете превращаются в своего рода ринги – о чем бы не заходил разговор, он обязательно сведется к хвастовству умениями собственного чада. «Как, а ваш этого еще не делает?» – притворное удивление на самом деле скрывает радость победы. А вот и аргумент, объясняющий столь резвые успехи: «Так ведь мы занимаемся! Прям с младенчества делаем физкультуру по три раза в день и книги читаем (причем, читают чуть ли не сопромат и «Декамерон» Бокаччо) – все по лучшим программам для раннего развития, и вот результат – настоящий вундеркинд!»
Ожидая дочь, я честно изучила большинство современных методик раннего развития, чтобы понять: нужно оно нам или нет. В каждой из этих теорий, безусловно, оказалось что-то привлекательное.
Самая распространенная и она же самая безобидная (без радикальных идей) – созданная итальянкой Марией Монтессори, столь популярной сегодня в России. Она предлагает воспитание под разумным девизом «Помоги мне это сделать самому». Суть в том, что ребенку нужно предоставить свободу выбора в своих занятиях и в процессе игры учить любым навыкам, будь то завязывание шнурков или уборка дома. Ни хвалить ребенка, ни ругать, по ее теории, нельзя. Иначе человек станет зависимым от похвалы или неуверенным в себе.
Дальше – больше: демонстрировать карточки со словами и цифрами младенцам предлагает военный врач Глен Доман (и делать это нужно несколько раз в день!). Он работал с психически неполноценными детьми, стараясь адаптировать их для общества, а потом так втянулся, что те же методики развития решил предлагать и вовсе всем детям. Еще дальше пошел отечественный педагог Николай Зайцев, который изобрел одноименные кубики со слогами (а если копнуть глубже, то и специальные таблицы, призванные обучать крошечных дошколят математике и русскому языку). Обещают, что с использованием этих методик ребенок начнет читать уже в 3-4 года! Причем читать не вывески с названиями магазинов, а полноценные тексты художественной литературы. Известное мнение: человек использует свой мозг лишь на 1.5-2% (впрочем, разные ученые называют разные цифры, но все они невелики). И лишь в детстве, когда человек развивается столь интенсивно, можно «перепрыгнуть» этот показатель, заставить мозг работать активнее, увеличить его потенциал.
А вот другой подход предложил Рудольф Штайнер с его вальдорфской педагогикой. Здесь, напротив, предлагается беречь детей от грамоты и арифметики как можно дольше, в самом юном возрасте развивая в них исключительно творческие и эмоциональные начала (нужно лепить, мастерить игрушки из подручных материалов и т.д.).
И это еще не все! Свои методы «дрессировки» маленьких людей предлагали десятки специалистов из разных стран, кто-то брался за раннее развитие психо-эмоциональной сферы, а кто-то предлагал комплексы упражнений для раннего физического развития. Кому верить?
Такое странное ощущение: вроде написано все правильно и складно, так, что хочется поверить, бросить все и начать действовать. Но что-то смущает. И только после разговоров с психологами стало понятно, что меня напрягло: в целом каждая из методик направлена на то, чтобы научить ребенка что-то делать как можно скорее, в рекордно быстрые сроки, форсируя нормальное, стандартное развитие. Быстрее, выше, сильнее! Зачем? Только затем, чтобы родителям было, чем хвастаться в компании бывших одноклассников или «коллег» по детской площадке? Но я не хочу, чтобы моя дочь прочитала «Ромео и Джульетту» в пять лет сама, спрятавшись с книгой под одеялом. Потому что она и так прочитает эту и многие другие книги, и кому какая разница – сделает она это тремя годами раньше или позже?
Когда моей дочке исполнилось три месяца, на плановом посещении хирурга-ортопеда я задала врачу волнующий меня вопрос: «А почему ребенок не переворачивается? Вроде по всем таблицам развития уже должна!» Врач посмотрел на меня снисходительно и уточнил: «Кому должна? Вам? По мне, так ребенок никому ничего не должен». Золотые слова! Кому и зачем нужны дети-вундеркинды? Какая практическая польза, кроме удовлетворения собственных амбиций, в этом есть?
Кстати, прогресс не стоит на месте: сегодня среди родителей бешеной популярностью пользуются развивающие dvd-диски с программой типа «Baby Эйнштейн» (популярна как сама программа, так и ее аналоги). В игровой и мультипликационной форме они – да-да, делают все то же самое – активно развивают ребенка, помогая ему познать окружающий мир. Причем демонстрировать программы с экрана телевизора предполагается с самого юного возраста. У нас на полке пылится диск с маркировкой «0 – 6 месяцев», подаренный друзьями семьи. Я периодически натыкаюсь на него, но посадить смотреть телевизор 4-месячного ребенка как-то не могу, рука не поднимается.
Комментарий специалиста
Лидия Геворкян, психолог, кандидат медицинских наук:
– Ориентироваться стоит не на раннее, а на гармоничное развитие! «Слепое» применения тех или иных методик зачастую губительно сказываются на психике юного человека. Дело в том, что комплексных подходов (работающих с обоими полушариями мозга) среди программ раннего развития нет: какие-то из них ориентированы на навыки вроде чтения и письма, но «забивают» творческое начало малыша. Другие, напротив, делая акцент на творчестве, излишне принижают остальные аспекты жизни. Ребенок вырастает, идет в школу и не понимает, почему его ругают за «двойки»? Ведь главное же – творчество! В идеале все стороны развития должны быть сбалансированы естественным путем.
Кроме того, важно понимать, что каждый ребенок развивается индивидуально. Иногда даже, форсируя появление у ребенка тех или иных умений, можно навредить – пропустить нужный в данный момент этап развития, заменив его следующим. В итоге – комплексы, проблемы. В погоне за какой-то особой формой взаимодействия с маленьким человеком родители часто забывают, что для его развития нужны пока самые простые и обыденные вещи. Например, традиционные ролевые игры с плюшевыми игрушками, машинками, куклами намного полезнее для гармоничного развития ребенка.