«У меня под патронажем всего 12 учеников, — рассказала „Труду“ классная руководительница одной из подмосковных школ Ирина, — детей становится все меньше. Если так дальше пойдет, то у нас просто работы не останется», — сетует женщина.
Такая ситуация по всей стране. Россия сегодня почти на дне демографической ямы, в которой страна оказалась
Эти цифры и навели министра на мысль о сокращении преподавателей средних школ.
«Нам нужен сегодня 1 млн. учителей. Сейчас их около 1 млн. 200 тысяч. То есть потенциал для сокращения — 200 тысяч человек», — заявил Андрей Фурсенко.
Лишние 200 тысяч смогут, по мнению министра, стать воспитателями в детских садах. Сами учителя ропщут и говорят, что туда не пойдут.
Сокращать бюджетников в последние 20 лет пришлось всем крупнейшим странам мира. «Труд» вооружился их опытом, примерил его на Россию и предлагает трудоустроить уволенных в социальной сфере, в которой
Андрей Фурсенко предложил учителям, которые потеряют работу, устроиться воспитателями в детские сады, стать преподавателями в различных кружках, вести курсы дошкольного воспитания.
«Туда сейчас требуются педагоги. Думаю, и желающие перейти в подобные учреждения найдутся: это возможность получать достойную зарплату (вместо пособия по безработице) и заниматься любимым делом», — отметил министр.
Большую часть учителей — около 170 тысяч человек — можно трудоустроить в социальной сфере. В России более 40 млн. пенсионеров и около 1 млн.
Персонала там катастрофически не хватает. Сегодня его пытаются набрать любой ценой,
«У нас половина вакансий не заполняется, а на тех, что заполняются, страшная текучка. Люди уходят, не проработав и трех месяцев! А почему — потому что у них нет навыка работы с детьми», — рассказала «Труду» директор одного из детских домов в Свердловской области, попросившая не указывать ее имени. По ее мнению, учителя пришлись бы в детских домах ко двору.
Средняя зарплата в «социалке» — 8 тысяч рублей. Сумма небольшая, однако по плану Фурсенко под сокращение попадут учителя из сел и небольших городов, а их зарплаты ненамного выше. В столице и
Великобритания: переобучить и переселить
Самое громкое сокращение рабочих госсектора происходило в 1984–1985 годах при правительстве Маргарет Тэтчер. «Железная леди» решила уменьшить долю государства в экономике.
Для этого было принято решение приватизировать крупные шахты на севере страны. Часть из них уже давно были нерентабельными и существовали только за счет госбюджета. Под угрозой увольнения оказались 20 тысяч из 191 тысячи шахтеров.
Профсоюзы на Туманном Альбионе в тот момент имели власть, сравнимую с властью правительства, поэтому принялись яростно отстаивать права трудящихся. В марте 1984 года Национальный союз шахтеров призвал всех сотрудников бойкотировать работу. Забастовка продлилась год.
В 1985 году акция протеста переросла в уличные столкновения с полицией. Машины «скорой помощи» десятками увозили раненых, было произведено почти 10 тысяч арестов, 152 шахтера получили длительные сроки тюремного заключения, 3 человека погибли во время уличных боев. Бюджет страны недосчитался 3 млрд. фунтов. Но Маргарет Тэтчер не свернула программу приватизации.
Чтобы минимизировать потери от снижения угледобычи, было увеличено производство нефти в Северном море.
Чтобы снизить социальную напряженность, правительство стимулировало ранний выход на пенсию и переобучение на более востребованную специальность. В итоге около 20 тысяч шахтеров сменили профессию, другие уехали из шахт на севере (всего их было закрыто около 100 из 170) в более технологичные и прибыльные на юге страны. Политика закрытия шахт была продолжена следующими правительствами, и сейчас в Великобритании осталось только 7 работающих шахт.
Всемирный банк рекомендовал России последовать британской модели реформирования угольной отрасли, но наша страна этому примеру не последовала.
Британский способ увольнения, возможно, не самый простой, но наиболее эффективный. При таком методе свободная рабочая сила распределяется рыночным методом в места, где она наиболее востребована.
С одной стороны, уволенные получают знания и навыки, востребованные на рынке. С другой — перестают тратить государственные деньги (уходят с дотаций) и начинают приносить деньги в бюджет за счет выплаты налогов (получая высокую зарплату, бывшие сокращенные будут больше потреблять).
США: выгонять на пенсию раньше срока
Мировой финансовый кризис поставил под угрозу существование устаревших систем связи. Больше всего пострадала почта — компании предпочли более экономичный и быстрый способ общения и доставки корреспонденции.
В итоге объем почтовых сообщений сократился на 13%. В 2006 году United Space Postal Service обрабатывала 213 млрд. сообщений и посылок. В этом году этот показатель вряд ли достигнет 170 млрд. Почта терпела убытки в размере 3,8 млрд. долларов.
На этом фоне не могло не произойти увольнений у одного из крупнейших работодателей США. Было закрыто 6 из 80 региональных офисов. В этой ситуации компания решила пожертвовать наиболее защищенной в США категорией людей — лицами предпенсионного возраста.
150 из 800 тысяч работников USPS было предложено выйти на пенсию досрочно.
В России средний возраст работающего учителя — 52 года. Большинство из них — женщины, для которых возраст выхода на пенсию — 55 лет.
Для нашей страны подобный способ разрешения проблемы выглядит возможным, но не самым успешным. Российские пенсионеры, в отличие от американских, социально не защищены.
Германия: сортировка уволенных
Правительство Ангелы Меркель вынуждено сэкономить 50 млрд. евро в ближайшие 5 лет. Для выполнения этого плана будут сокращены 15 тысяч госслужащих.
Правительство предоставит больше свободы центрам занятости. Биржа труда сама сможет определять размеры выплат по безработице. По замыслу, это приведет к более эффективному расходованию госсредств и лучшему стимулированию безработных к поиску места труда.
В России подобная система работы центров занятости не повредила бы, но для этого необходимо привлечение более квалифицированных
Швеция: перевести на новую работу и заплатить компенсацию
В Швеции в 1991–1993 годах прошли масштабные для страны сокращения среди преподавателей государственных и муниципальных школ.
Уволенными оказались почти 15 тысяч учителей, в основном работавших в сельских школах. Но без работы они не были ни дня.
Правительство разработало программу, по которой бывшим учителям предлагали пройти курсы переобучения и начать карьеру в органах социальной защиты и опеки. Преподаватели начали работать в домах престарелых, в детских домах, в социальных службах, занимающихся помощью инвалидам и лежачим больным.
Так было трудоустроено почти 90% уволенных, еще 7% вышли на пенсию, а 3% перешли на работу в частные школы.
Акций протеста учителей удалось избежать благодаря выплатам компенсаций при увольнении.
Размер и продолжительность выплат высчитывались исходя из стажа преподавателя, наличия научных степеней и профессиональных наград.
Деньги переводились на счета учителей равными долями на протяжении нескольких месяцев. По сути, это была зарплата, которую государство продолжало выплачивать уже уволенным людям.
Компенсация сокращенным была бы хорошим подспорьем, но для того, чтобы помочь учителям хотя бы одной зарплатой (17,5 тысячи рублей в среднем по России), правительству придется найти в и без того дефицитном бюджете 3,5 млрд. рублей.
Перспективнее потратить эти же деньги на переобучение, а не на разовую выплату, которая, скорее всего, будет израсходована на повседневные нужды.
Цена вопроса
- 17 400 рублей — средняя зарплата учителя в России
- 52 года — средний возраст школьного учителя в нашей стране
- 1,2 млн. человек — общая численность занятых преподавателей средних школ в России
- 3% на столько увеличится безработица, по методологии МОТ, если произойдет сокращение учителей
- 7% на столько увеличится официально зарегистрированная безработица в России в случае массового увольнения педагогов
Источник: Росстат,