Главная Культура Афиша 00:07 13 Июля 2011 2268
В Питер принесло «Грозу» из Венеции
«Труд» считает событие историческим: главный шедевр великого живописца лишь второй раз за 500 лет покинул Италию
Галина Столярова

«В июле у нас ожидается «Гроза» — этой шуткой директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский предварил вернисаж знаменитой картины Джорджоне в Северной столице. 

Это произведение из собрания галерей Академии Венеции по праву упоминают в числе десяти самых загадочных и таинственных картин в истории мирового искусства. «В течение более чем 500 лет эта картина завораживает и манит всех, кто соприкасается с ней», — рассказывает куратор выставки Ирина Артемьева. В центре полотна — фигура молодой женщины, кормящей грудью младенца. На небе сгустились тучи. Природа, кажется, замерла в ожидании первых раскатов грома: Картину то интерпретировали как автобиографическую, то усматривали в ней библейские, античные мотивы и даже сюжеты эротических новелл Боккаччо.

Как «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Гроза» вызвала к жизни множество художественных произведений. Среди вдохновленных ею опусов, например, арт-детектив испанского писателя Хуана Мануэля де Прады «Буря». В книге над тайнами «Грозы» ломает голову искусствовед Алеханд-ро Баллестерос, которому заодно приходится ввязаться в расследование серии преступлений, непостижимым образом связанных с загадкой картины.

Завеса тайны окутывает и личность самого художника, который, несмотря на статус одного из классиков Высокого Возрождения, до сих пор продолжает оставаться загадкой для исследователей. Джорджоне прожил всего 32 года, и о его короткой жизни известно крайне мало. Что тут говорить, если лишь этим летом итальянским специалистам наконец удалось установить точное имя живописца: Джорджо ди Джованни Гаспарини да Кастельфранко.

«Обратите внимание: сейчас на табличке указано правильное и полное имя художника», — подчеркивает Артемьева.

До сих пор не установлена точная дата создания полотна, известно лишь, что Джорджоне работал над «Грозой» в последнюю пору своей жизни: между 1505 и 1508 годами.

Уникальная картина покидает пределы Италии лишь во второй раз в своей истории. Впервые «Грозу» показали за границей на выставке в Лондоне в 1930 году.

Ответным шагом со стороны Эрмитажа станет выставка работ Лоренцо Лотто. Две работы прославленного художника — «Семейный портрет» и «Мадонна делле Грацие» — впервые будут выставлены за пределами музея.

Чуть ранее Эрмитаж подписал с Венецией соглашение о сотрудничестве, а это означает, что впереди — новые выставки и проекты. Два города, испещренные каналами, многое роднит. Не в последнюю очередь это касается исторического архитектурного наследия: в обоих городах центр представляет собой уникальный однородный архитектурный ансамбль, вмешательство в который может быть лишь чрезвычайно деликатным.

В отличие от Санкт-Петербурга, где практически каждый крупный проект в области современной архитектуры оборачивается скандалом, Венеция уже успешно выстроила свою стратегию сотрудничества с современными архитекторами.

«Исторический центр города в Венеции находится под охраной ЮНЕСКО; он также надежно защищен жестким региональным законодательством, и какое-либо радикальное новое строительство на этой территории запрещено», — объясняет «Труду» Джованна Дамиани, интендант Венеции по вопросам культуры. «Из работ современных архитекторов, появившихся в нашем городе в последние годы, могу назвать лишь мост Калатрава. Исторический центр нашего города однороден и гармоничен, и никто не хочет нарушать эту гармонию. К нам даже не поступает предложений от архитекторов насчет того, чтобы соорудить нечто современное в старинных кварталах Венеции. Все уважают нашу позицию».

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 4058
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?