В Питер принесло «Грозу» из Венеции

«Труд» считает событие историческим: главный шедевр великого живописца лишь второй раз за 500 лет покинул Италию

«В июле у нас ожидается «Гроза» — этой шуткой директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский предварил вернисаж знаменитой картины Джорджоне в Северной столице. 

Это произведение из собрания галерей Академии Венеции по праву упоминают в числе десяти самых загадочных и таинственных картин в истории мирового искусства. «В течение более чем 500 лет эта картина завораживает и манит всех, кто соприкасается с ней», — рассказывает куратор выставки Ирина Артемьева. В центре полотна — фигура молодой женщины, кормящей грудью младенца. На небе сгустились тучи. Природа, кажется, замерла в ожидании первых раскатов грома: Картину то интерпретировали как автобиографическую, то усматривали в ней библейские, античные мотивы и даже сюжеты эротических новелл Боккаччо.

Как «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Гроза» вызвала к жизни множество художественных произведений. Среди вдохновленных ею опусов, например, арт-детектив испанского писателя Хуана Мануэля де Прады «Буря». В книге над тайнами «Грозы» ломает голову искусствовед Алеханд-ро Баллестерос, которому заодно приходится ввязаться в расследование серии преступлений, непостижимым образом связанных с загадкой картины.

Завеса тайны окутывает и личность самого художника, который, несмотря на статус одного из классиков Высокого Возрождения, до сих пор продолжает оставаться загадкой для исследователей. Джорджоне прожил всего 32 года, и о его короткой жизни известно крайне мало. Что тут говорить, если лишь этим летом итальянским специалистам наконец удалось установить точное имя живописца: Джорджо ди Джованни Гаспарини да Кастельфранко.

«Обратите внимание: сейчас на табличке указано правильное и полное имя художника», — подчеркивает Артемьева.

До сих пор не установлена точная дата создания полотна, известно лишь, что Джорджоне работал над «Грозой» в последнюю пору своей жизни: между 1505 и 1508 годами.

Уникальная картина покидает пределы Италии лишь во второй раз в своей истории. Впервые «Грозу» показали за границей на выставке в Лондоне в 1930 году.

Ответным шагом со стороны Эрмитажа станет выставка работ Лоренцо Лотто. Две работы прославленного художника — «Семейный портрет» и «Мадонна делле Грацие» — впервые будут выставлены за пределами музея.

Чуть ранее Эрмитаж подписал с Венецией соглашение о сотрудничестве, а это означает, что впереди — новые выставки и проекты. Два города, испещренные каналами, многое роднит. Не в последнюю очередь это касается исторического архитектурного наследия: в обоих городах центр представляет собой уникальный однородный архитектурный ансамбль, вмешательство в который может быть лишь чрезвычайно деликатным.

В отличие от Санкт-Петербурга, где практически каждый крупный проект в области современной архитектуры оборачивается скандалом, Венеция уже успешно выстроила свою стратегию сотрудничества с современными архитекторами.

«Исторический центр города в Венеции находится под охраной ЮНЕСКО; он также надежно защищен жестким региональным законодательством, и какое-либо радикальное новое строительство на этой территории запрещено», — объясняет «Труду» Джованна Дамиани, интендант Венеции по вопросам культуры. «Из работ современных архитекторов, появившихся в нашем городе в последние годы, могу назвать лишь мост Калатрава. Исторический центр нашего города однороден и гармоничен, и никто не хочет нарушать эту гармонию. К нам даже не поступает предложений от архитекторов насчет того, чтобы соорудить нечто современное в старинных кварталах Венеции. Все уважают нашу позицию».