Весьма представительный разговор провел премьер-министр Дмитрий Медведев. Но совещание оставило двойственное впечатление. Звучали дельные предложения, да и в целом хорошо, что острая проблема рассматривается на столь высоком уровне. Но с другой стороны, не получилось всестороннего анализа причин крупномасштабных провалов российской космонавтики. Не представил Роскосмос эффективную и комплексную стратегию по преодолению кризиса в отрасли.
Всего месяц назад в Доме правительства обсуждались эти же вопросы, но тогда совещание было подготовлено плохо, поверхностно, и премьер поручил провести более предметное рассмотрение проблем в сентябре. Но едва ли Дмитрий Медведев удовлетворен докладом руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина и на этот раз.
Открывая совещание, премьер-министр попытался настроить участников на критичный лад: «За последние полтора года мы получили шесть аварийных пусков. Ни в одной из ведущих космических держав такого количества неудач не было». Однако доклад Поповкина был подготовлен совсем в другой стилистике. Затертые, знакомые по советским временам фразы: «Еще раз были изучены вопросы: проведен анализ: выяснили причины: приняли меры...» Это все из одного только первого предложения, с которого начался доклад. А вывод полон оптимизма: «Эти меры, которые мы предприняли к концу 2011 года, позволили уже в 2012 году как бы перейти на безаварийные запуски, и таких запусков в этом году было осуществлено 15».
Спотыкаешься о «как бы». Именно в августе
Докладчик рассказывал об усилении контроля за качеством продукции, о строительстве новых стендов. Но в стороне остался главный вопрос — о кадровом провале. В отрасли острейшая нехватка опытных и энергичных специалистов в возрасте от 30 до 50. На них-то обычно и держится производство. Что собирается глава ведомства предпринять на этом фронте?
«Россия на сегодняшний день сохраняет статус одного из мировых лидеров в освоении космоса как с точки зрения развития науки и технологий, так и с точки зрения рынка космических техники и услуг», — с пафосом провозгласил руководитель Роскосмоса. Зачем обманывать себя и других? Хочу напомнить Владимиру Александровичу недавнее выступление на международной конференции в Москве главы РКК «Энергия» Виталия Лопоты, который сообщил, что доля России на мировом космическом рынке чуть больше 2 процентов. О каком лидерстве нашей страны в этих условиях может идти речь?
Американский марсоход нового поколения обследует Марс, а где Россия? Первый директор Роскосмоса Юрий Коптев сообщил, что если не удастся провести в ближайшие годы техническое переоснащение отрасли, мы начнем испытывать дефицит производственных мощностей, и любые масштабные планы будут обречены. Какое уж тут мировое лидерство...
Оптимизм и подвел Поповкина. Когда он напомнил премьер-министру: «Вам, Дмитрий Анатольевич, докладывали, что приняты все кадровые решения, касающиеся и руководства завода, и структур, подчиненных Центру имени Хруничева...», Медведев жестко расставил точки над i: «Эти предложения я сам и формулировал. Ничего вы мне не докладывали. Если бы я сам не сказал разбираться, так ничего бы и не сделали». Эта реплика наглядно показывает недовольство и даже раздражение по поводу доклада Роскосмоса.
Неизвестно, как шло обсуждение при закрытых дверях. Но судя по первой части заседания, не так уж много надежд на возможность позитивных перемен в отрасли в ближайшем будущем. Все ощутимей нехватка личностей масштаба Сергея Павловича Королева.
Голоса
Владимир Никитский, экс-заместитель генерального конструктора ракетно-космической корпорации «Энергия»
— Сегодня задача № 1 — привлекать к делу и опытных производственников, и молодежь. Начинать следует со школы, с ПТУ, с первых курсов вузов. Ни толковых спецов из других отраслей, ни молодых ребят сейчас в большинстве случаев не манит наша отрасль. Нужны высокая зарплата, помощь в приобретении жилья, хороший социальный пакет. Это большой отдельный вопрос! Именно с квалификации кадров все и начинается.
Иван Моисеев, руководитель Института космической политики
— Премьер-министр предложил, в частности, усилить финансовые санкции за ненадлежащее качество космической продукции. Но качество от этого не улучшится, это только вызовет недовольство работников. Не стоило бы, на мой взгляд, снимать сгоряча генерального директора Центра имени Хруничева Владимира Нестерова. Не должен он отвечать таким образом за разгильдяйство какого-то рабочего или инженера. У нас и так кадровый голод в руководящем звене, а такие специалисты, как Нестеров, вообще на вес золота.