Один за другим российские регионы готовятся сворачивать карантин, политкорректно называемый «режимом самоизоляции». Старт этому процессу дало выступление президента Владимира Путина, который в понедельник, 11 мая объявил о завершении общероссийского периода нерабочих дней и публично передал региональным властям свободу выбора дальнейших действий.
И вот уже власти Ростовской области планируют с 15-го числа возобновить работу ярмарок продовольственных товаров и МФЦ, позволить людям заниматься спортом на открытом воздухе, а со следующей недели открыть и непродовольственные магазины. Руководство Краснодарского края пошло еще дальше: там с сегодняшнего дня там возобновили работу промышленные и сельскохозяйственные предприятия, а с 1 июня должны заработать и объекты туристической инфраструктуры, например, санатории.
Возобновление нормальной хозяйственной деятельности необходимо российской (как и любой другой) экономике, как воздух. Страна провела взаперти всего месяц, а ущерб уже измеряется миллиардами. Число безработных только по официальным данным, озвученным сегодня вице-премьером Татьяной Голиковой, выросло вдвое.
Однако многих мучает вопрос: а как же коронавирус? Ведь именно ради борьбы с эпидемией и затевалась вся эта история с самоизоляцией и нерабочими днями. Победа над инфекцией пока не просматривается даже на горизонте. Не приведет ли снятие ограничений к новому пику заболеваемости?
Пика не будет
По мнению специалистов, по крайней мере – некоторых, взрывного роста заболеваемости уже не будет, и пиков, аналогичных итальянским и испанским можно не опасаться. Такой точки зрения, в частности, придерживается инфекционист и вакцинолог, главный врач медицинского центра «Лидер медицины» Евгений Тимаков.
«Пика, который во всех странах вот такой [резкий], я думаю, мы не увидим, к счастью. У нас будет вот такая пологая кривая, постепенно растущая, стабилизирующаяся и потом постепенно снижающаяся. Сценарий у нас сбудет свой отдельный, если население будет проявлять бдительность», – заявил медик в эфире телеканала «Россия 24».
По мнению Тимакова, перспективы у России достаточно благоприятные. В первую очередь, это связано с тем, что стране удалось выиграть время на начальном этапе эпидемии. Сдержав рост заражений в феврале и марте, российские власти получили возможность подготовиться к лечению тяжелых пациентов.
«У нас страна со старой системой закалки здравоохранения и эпидемиологической службы, - отметил специалист. – Государство, Минздрав оградили группы риска от контакта с коронавирусной инфекцией, то есть те группы, где действительно может быть высокая летальность. За это время были подготовлены больницы, клиники, койко-места, обучены врачи, чтобы лечить больных, которые сейчас поступают в больницу».
Береженого Бог бережет
Впрочем, абсолютизировать мнение эксперта, полагаясь на него целиком и полностью, возможно, все же не стоит. Любой эксперт, сколь угодно хорошо подготовленный – это в первую очередь человек, а людям, как известно, бывает свойственно ошибаться.
В начале февраля нынешнего года, то есть уже после того, как эпидемия распространилась за пределы Китая, и инфицированных людей обнаруживали даже в Москве, команда приложения «Справочник врача» провела опрос среди медиков, где, среди прочего, попросила пользователей оценить вероятность широкого распространения COVID-2019 по России. В результате 53% терапевтов и врачей общей практики заявили, что такой опасности нет. Еще более оптимистично оказались настроены эпидемиологи и вирусологи: из них 56% заявили, что эпидемии не будет. Однако, как показали дальнейшие события, большинство ошибалось, а правы оказались пессимисты.
Мораль этой истории, развернувшейся буквально перед нашими глазами, проста: гражданам не следует путать реанимацию экономики с исчезновением из нашей жизни опасной инфекции. И торговля, и производство, тем более посевная – для страны жизненно важны, однако это совсем не повод собираться большими компаниями ради развлечения, игнорировать соблюдение социальной дистанции и ходить в общественных местах без маски. COVID-19 – конечно, не чума, но где можно сдать тест на характер клинических проявлений и тяжесть последствий будущего заболевания? Увы, подобного тестирования пока не придумали. Ни один уважающий себя специалист не рискнет дать персональные прогнозы. А потому – берегите себя. Опасность никуда не делась.