Картины порой настолько реалистичны, что врач без труда может поставить персонажу, изображённому на картине, диагноз, утверждает Александр Карабененко, профессор кафедры госпитальной терапии РГМУ.
«Даная», Рембрандт
Молодая, мягкая, беззащитная обнажённая женщина, освещённая потоком тёплого солнечного света, неслучайно считается символом женственности, гимном чувственной красоте. Врачи утверждают, что «песочные часы» - оптимальный вариант дамской фигуры. Подобные женские формы свидетельствуют об идеальном гормональном фоне - сильнейшем природном регуляторе женской красоты. Пышные бёдра и грудь вкупе с узкой талией указывают на высокий уровень главного женского гормона - эстрогена, который даёт высокие шансы забеременеть и родить здоровых детей. Помимо этого эстроген ускоряет процесс обновления клеток организма, сохраняет упругость и молодость кожи, придаёт блеск и пышность волосам и защищает сосуды от атеросклероза. Женщины с достаточным уровнем содержания эстрогена уравновешенны, женственны и отличаются оптимистичным взглядом на жизнь.
ИЗ ИСТОРИИ
Художник изобразил на полотне первую жену - Саскию. Мастер считал это полотно лучшим, что он знал в жизни. «Даная» создана спустя два года после свадьбы, в 1636 году, в один из самых счастливых моментов брака. В то время Саския и Рембрандт ждали сына. Долгое время недоумение критиков вызывал тот факт, что Даная в отличие от других изображений Саскии не слишком портретно похожа на свой прототип. Современные исследования (рентгеноскопия) показали, что лицо перерисовывалось художником в 1642 г., когда после смерти супруги он нашёл утешение в объятиях няни сына Гертье Диркс. Даная стала собирательным образом двух женщин художника.
«Купчиха за чаем», Борис Кустодиев
Красивая, румяная, дородная женщина - любимый образ Кустодиева, воспетый им на многих полотнах. Однако подобные женские формы волнуют не только художников, но и беспокоят врачей. Это не просто ожирение, а метаболический синдром - нарушение углеводного, липидного, пуринового обмена, сопровождающееся артериальной гипертензией и снижением чувствительности к инсулину. Как правило, неминуемое следствие метаболического синдрома - ишемическая болезнь сердца и сахарный диабет. Абдоминальное ожирение (скопление жира в районе живота) - прямое указание на проблемы в репродуктивной сфере. Без помощи врачей красавица не сможет ни зачать, ни выносить ребёнка.
ИЗ ИСТОРИИ
«Купчихой» стала соседка Кустодиева (в Астрахани они жили в одном доме) Галина Адеркас - хирург, солистка Радиокомитета, баронесса по происхождению. Впервые картина экспонировалась в 1919 г. Гражданская война, голод, разруха... А тут такая яркая Россия, которую, как уже было понятно тогда, зрители потеряли...
«Девочка с персиками», Валентин Серов
Блестящие тёмные волосы, свидетельствующие о сбалансированном питании и хорошем кровоснабжении, смуглая (кровь с молоком), нежная, бархатистая кожа (цвет лица зависит от работы желудка, кишечника и состояния кровеносных сосудов), живые глаза цвета чёрной смородины (говорящие о здоровой психике), яркие полные губы (признак отменной работы органов внутренней секреции) - всё это свидетельствует о том, что девочка вступает в жизнь, не имея тяжёлого багажа проблем со здоровьем.
ИЗ ИСТОРИИ
На картине изображена Вера Мамонтова, дочь известного мецената Саввы Мамонтова, в поместье которого сложился так называемый Абрамцевский кружок художников. Эту очаровательную девушку впоследствии писали многие художники, в том числе и Виктор Васнецов, крайне не любивший портретный жанр. Его картина «Девушка с кленовой веткой» так понравилась Вере Саввичне, что она уговаривала художника продать её, суля немалые деньги. «Я подарю тебе этот портрет, если выйдешь замуж за русского», - пообещал художник девушке, которая много времени проводила за границей. Васнецов выполнил своё обещание и презентовал Вере картину в качестве свадебного подарка (она вышла замуж по взаимной и глубокой любви за дворянина Александра Самарина). Кстати, во время венчания на невесте было то самое платье, в котором она позировала Васнецову.
«Всадница», Карл Брюллов
Кто из нас не восхищался уверенной ловкостью амазонки, грациозно сидящей на великолепном скакуне? Юная всадница с сияющими глазами и иссиня-чёрными волосами и лицом, залитым горячим румянцем, отвечает строгим канонам женской красоты того времени. Кто бы мог подумать, что жить ей осталось совсем недолго. У юной красавицы митральный порок сердца. Пациенты с таким диагнозом обычно выглядят намного моложе своих лет. У них точёная фигура, густые волосы и яркий, ровный вишнёво-красный румянец, заливающий щёки, который появляется вследствие усиленного выделения печенью гистаминоподобных веществ. Это главный отличительный признак смертельно опасной болезни. Во времена Брюллова заболевание считалось смертельным. Обычно больные умирали в возрасте 30-35 лет.
ИЗ ИСТОРИИ
На этом портрете, написанном по заказу состоятельной аристократки Юлии Самойловой, изображены её воспитанницы - Джованина и Амацилия Пачини. Вторая - маленькая девочка, которая с крыльца с восторгом смотрит на всадницу - дочь композитора Джованни Пачини, чья опера «Последний день Помпеи» натолкнула Брюллова на тему будущей картины. Юлия Самойлова долгие годы состояла с Брюлловым в близких отношениях, поддерживала его финансово и встала на его сторону после скоропалительного (через 2 месяца после свадьбы) развода, последовавшего после того, как, по слухам, молодая супруга призналась Карлу, что состояла в добрачных отношениях с собственным отцом и до сих пор его любит, причём отнюдь не платонически.
«Богатыри», Виктор Васнецов
По легенде до 33 лет Илья Муромец лежал на печи, а потом был чудесным образом исцелён. Видимо, в детстве богатырь страдал параличом конечностей - случаи излечения от этой болезни крайне редки, но всё же случаются. Тем не менее тот, с кого был нарисован данный портрет, никакой тяжёлой болезнью явно не страдал.
ИЗ ИСТОРИИ
Над «Богатырями» Виктор Васнецов работал более тридцати лет - это один из рекордов мировой живописи. Даже после того, как Третьяков приобрёл картину для своей галереи, художник продолжал вносить в неё поправки. Особенно долго мастер не мог найти прообраз Ильи Муромца. Кто только не позировал Васнецову - кузнецы, извозчики, крестьяне. В результате получился собирательный образ. Фигура богатыря принадлежит коллеге по художественному цеху Василию Поленову, который, кстати, с детства отличался отменным здоровьем, а лицо - кузнецу Илье Петрову.
«Неизвестная», Иван Крамской
Долгое время Неизвестная с картины Крамского считалась идеалом неземной красоты. Однако то, что завораживает посетителей - чувственная красота, блеск и надменный прищур слегка припухших глаз, - настораживает врачей. Скорее всего, Неизвестная страдала гипертиреозом - повышенной активностью щитовидной железы. При этом заболевании глаза приобретают особый «влажный» блеск, появляется пучеглазость. Кстати, именно гипертиреозом можно объяснить то, что Неизвестная одета слишком легко для зимы, - заболевание сопровождает повышенная потливость.
ИЗ ИСТОРИИ
Известно, что этот портрет Крамской, востребованный художник, начал писать внезапно, отложив самые важные и срочные заказы. Но о том, кто изображён на портрете, художник - любящий отец и прекрасный семьянин - не обмолвился ни в дневниках, ни в письмах, ни в разговорах. Тайну художника не разгадали даже дотошные исследователи его творчества. Подозревают, её знал лишь Павел Третьяков. В своей галерее он собирал всё, что писал любимый художник, но «Неизвестную» не купил, заявив, что этой кокотке в его собрании не место. Интересно, что в современной композиции картина висит напротив портрета Третьякова кисти того же Крамского, с которого галерист смотрит на Неизвестную исподлобья.
«Портрет живописца Крылова», Карл Брюллов
Грузная фигура, одутловатое лицо, гипертрихоз (повышенное оволосение, нависшие брови) - признаки синдрома Кушинга - дисфункции надпочечников, которая проявляется в повышенной продукции гормона кортизола. Кстати, ранним симптомом болезни является чрезмерный аппетит.
ИЗ ИСТОРИИ
В 1823 г. баснописец получил Большую золотую медаль Российской академии, поэтому портрет задумывался как парадный. Но Крылов, позируя, постоянно задрёмывал и «ронял» голову. Брюллова это безумно раздражало. К счастью, работал он всегда очень быстро, а потому успел схватить добродушный нрав баснописца.
«Рождение Венеры», Сандро Боттичелли
Сандро Боттичелли почти во всех своих произведениях воспевал одну женщину - Симонетту Веспуччи, первую красавицу Флоренции. Современники считали её красоту божественным даром, воплощением совершенного замысла. Для врачей же внешний вид Венеры с картины Боттичелли несёт другую информацию. Бледное лицо, припухшие глаза, деформация пальцев ног - типичные симптомы начинающегося туберкулёзного артрита, от которого красавица и умерла в разгар эпидемии туберкулёза в возрасте 22 лет.
ИЗ ИСТОРИИ
Симонетта Веспуччи была для Боттичелли недоступна. Он - простой живописец, она - супруга одного из банкиров правящего семейства Медичи, та, чьего расположения добивались все знатные мужчины Флоренции, включая правителя города Лоренцо Великолепного и его младшего брата Джулиано. Но у последнего было больше времени ухаживать, больше настойчивости... Существовали ли между Джулиано и Симонеттой близкие отношения или она так и осталась лишь дамой его сердца, что в тот куртуазный век вполне было возможно, бог весть. Но любили её все: например, Лоренцо, узнав о кончине Симонетты, печально произнёс: «Душа этой дивной дамы превратилась в новую звезду...»