В сентябре Общероссийский народный фронт заявил о запуске проекта по контролю за госзакупками и закупками госкомпаний. Уже за первую неделю работы поймали крупную рыбу: «Мы отменили через ФАС две нечестные госзакупки: на 3,9 млрд рублей и на 85 млн рублей», — доложил сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Галушка. На рассмотрении еще около трех десятков «сомнительных закупок» на общую сумму 19 млрд рублей.
Это поручение «фронтовикам» дал президент Владимир Путин в июне на Петербургском экономическом форуме: «Прошу обеспечить общественный контроль за государственными закупками, проводимыми различными ведомствами — непрозрачной сферой, где до сих пор процветают злоупотребления».
Сколько денег разворовывается в этой сфере, неизвестно даже приблизительно: уже несколько лет в выступлениях на самых высших уровнях говорят и пишут о триллионе рублей, но никто не знает, сколько при этом «остается в уме». Теперь за подсчеты берется Общероссийский народный фронт. «Мы работаем над созданием системы общественного контроля и мониторинга в этой сфере, — говорит сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Галушка. — Ядром системы будет портал — простой, современный, удобный в использовании».
Изобретать велосипед «фронтовики» не стали, а взялись за повто-рение опыта Алексея Навального с его порталом «РосПил». Его нынешний «фронтовой клон» получил название «За честные закупки», а еще свои странички в популярных социальных сетях и приложения для планшетов и смартфонов. Предполагается, что на этом сайте ОНФ любой желающий сможет обнародовать информацию о коррупции в госзакупках и автоматически сформировать жалобу в Федеральную антимонопольную службу.
Что любопытно и необычно, Александр Галушка обещает сформировать библиотеку: «Она соберет сведения о практике воровства в сфере госзакупок. Кроме того, будет представлена информация о том, как госзакупки могут быть организованы честно». Получится своеобразный учебник, где любой желающий найдет для себя подходящий вариант.
Но если говорить серьезно, появление еще одного фронта на общероссийском театре антикоррупционных действий можно приветствовать. Ибо дел здесь хватит всем желающим. На одном Северном Кавказе, как заявил президент Владимир Путин на расширенном заседании Совета безопасности, «в первом полугодии выявлено более 1,6 тысячи преступлений коррупционной направленности, в среднем это почти 10 преступлений в день... Только органами безопасности обнаружено хищений на сумму около 6,5 млрд рублей. Наиболее криминализованными остаются сферы, связанные с госзаказами, кредитами и субсидиями, строительством, жилищно-коммунальным хозяйством и земельными отношениями...»
Возникает вопрос: может быть, в таких регионах пора создавать территориальные фронты борьбы с коррупцией? Тем более что в северокавказские республики из федерального центра направляются большие инвестиции для повышения уровня развития здешней экономики и социальной сферы. Открываются новые промышленные предприятия с качественно новыми рабочими местами, увеличиваются темпы жилищного и социального строительства.
И одновременно растут масштабы воровства и злоупотреблений должностными полномочиями.
В результате, по экспертным оценкам, если в среднем по России коррупционная составляющая в стоимости строительства каждого квадратного метра составляет 30%, в Северо-Кавказском ФО на «казенных стройках» она подходит к половине. Из каждого рубля, который тратит российский гражданин на покупку продуктов питания, не менее 20 копеек поступают многочисленным проверяющим, а на Кавказе их доля уже составляет 30-35 копеек с рубля. А при закупках для казенных и общественных нужд чиновничьи «откаты» порой достигают двух третей выделяемых на эти цели сумм.
Именно поэтому в регионе необходима активизация структур ОНФ — не начальническая имитация, а общенародная борьба с коррупцией. На заседании Совбеза Владимир Путин напомнил, что «гордость, честь, чувство собственного достоинства — в крови, в характере кавказских народов. И надо пробуждать в людях нетерпимость к любым проявлениям взяточничества и казнокрадства». По силам ли это нынешним «фронтовикам» — вот в чем вопрос.
Впрочем, серьезная системная работа, реорганизация чиновничьего госуправления нужна всей стране и по самым разным направлениям. К примеру, еще недавно в Москве получение разрешения на строительство состояло из 42 процедур, занимавших около 400 дней, и стоило сумасшедших денег на взятки. Теперь, говорят, количество процедур сократилось до 10, срок — до 105 дней. Остались ли взятки — большой вопрос, хотя в столичном правительстве уверяют: давать на лапу уже не за что. Но в среднем по России этот срок и сегодня составляет 423 дня, а количество процедур — 56. И убрать эти коррупционные ступеньки обещают в лучшем случае к 2018-му. А, собственно, почему не сейчас?
Помощь и контроль нужны малому и среднему бизнесу для недискриминационного допуска к закупкам госкомпаний — чтобы стимулировать рост МСБ, их стремление стать инновационными. В стране создаются дорожные карты этого направления, но их внедрение встречает большое сопротивление своих, «семейных» поставщиков, как правило, связанных с государственными и муниципальными чиновниками.
Сегодня борьба с коррупцией может принять новое направление — борьбы с конкретными коррупционерами за изгнание их из органов власти. В стране начали действовать нормативные документы, обязывающие государевых людей отчитываться не только о получаемых доходах, но и о расходах, запрещающие держать деньги на зарубежных счетах и т. д. Результаты уже появляются: некоторым чиновникам и депутатам пришлось превентивно уйти с должностей по собственному желанию. А на днях Transparency International провела очередной мониторинг прироста имущества депутатов Госдумы и выявила: не менее чем у 10 парламентариев расходы в 2012-м превысили совокупные доходы за последние три года. Как тут не вспомнить заявление Сергея Иванова о том, что обнаружены «ошибки» в декларациях высших чиновников?
Но кто мешает народным активистам заняться проверками образа жизни нынешних корейко, занимающих весьма скромные должности в структурах госуправления, но разъезжающих на престижных иномарках, строящих шикарные загородные особняки и регулярно посещающих самые престижные мировые курорты? Не пора ли спросить, откуда все эти богатства?