- Господин Сколари, чем лично для вас является приглашение в "Челси"?
- Для меня это новый вызов. Мне кажется, у меня в жизни еще не было такой возможности, какая мне сейчас представилась. Когда я раздумывал над предложением, я вспомнил всю свою тренерскую карьеру и понял, что пришло время.
Я счастлив, что именно меня выбрали тренером "Челси". У меня хороший штаб - очень, очень много людей, которые каждый день там работают и обеспечивают меня всей информацией. Думаю, через неделю или через десять дней я буду знать о "Челси" все.
- Собираетесь ли вы оставить в "Челси" Фрэнка Лэмпарда, которого жаждет заполучить миланский "Интер", и Дидье Дрогба? Ведь у них были непростые отношения с прежним наставником Авраамом Грантом.
- На днях я встретился с Фрэнком Лэмпардом. Я сказал, что он мне очень нравится как игрок и как человек, и спросил, хочет ли он остаться - не только на этот сезон, но и на более долгое время. Мы разговаривали минут пятнадцать, он заверил меня, что хочет остаться и будет играть за "Челси" еще много лет.
Что касается Дрогба, то я говорил и с ним. И увидел, что он счастлив и готов играть. Подходит ли мне Дрогба? На сто процентов. Нет, не на сто - на двести процентов! Он мне очень нравится. Знаете, года два назад я участвовал в опросе и назвал Дрогба лучшим игроком мира. А годом раньше выбрал Джона Терри.
ТЕРРИ ОСТАЕТСЯ КАПИТАНОМ
- Кстати, сохранит ли Терри капитанскую повязку?
- Безусловно. Он симпатичен мне как капитан, как игрок, как лидер. Вчера он зашел ко мне и сказал: "Здравствуйте, я Джон Терри". "Да, да, я знаю, заходи!" - ответил я, и мы подробно о многом поговорили. Капитаном будет Терри, вице-капитаном - Лэмпард.
- Что вы можете сказать об отношении своих подопечных к работе на тренировках?
- Мне все нравится, настрой отличный. Мы начинаем новый сезон, и они к этому готовы. Некоторые, как, например, Джо Коул и Эшли Коул, даже приехали заранее, до окончания отпуска. У них были небольшие травмы, и они хотели вылечиться до начала тренировок. Это прекрасно.
- Но если у "Челси" что-то пойдет в новом сезоне не так, пресса наверняка начнет вас критиковать. Готовы к такому давлению?
- Тот, кто работал наставником сборной Бразилии... уф... знает, как это сложно. Но у меня никогда не было проблем с журналистами, и не думаю, что здесь они появятся.
Я ДАЮ ИГРОКАМ ВСЕ, ЧТО НУЖНО
- Охарактеризуйте себя как тренера.
- Пожалуйста! Я люблю и уважаю своих игроков, они для меня как семья. Я даю игрокам все, что им нужно. Взамен ожидаю уважения ко мне, к моему штабу, к клубу. Я требую самоотдачи, а также чтобы игроки шли на тренировку или на матч счастливыми. Потому что футбол - прекрасен, футбол - великолепен.
- На ваш взгляд, в футболе важнее красота или результат?
- Мы будем стараться играть красиво. Но если для победы придется этим пожертвовать, ничего не поделаешь. Конечно, я хочу и того и другого - и побед, и красоты. Если возможно играть в красивый футбол и побеждать - прекрасно.
- Цель в дебютном сезоне - наверняка победа в премьер-лиге и успех в Лиге чемпионов?
- Победы нужны любому тренеру в мире. Я тренер одного из крупнейших клубов мира и, конечно же, должен выиграть один, два или три турнира. А если не выиграю, то...
МЫ С АБРАМОВИЧЕМ УВАЖАЕМ ДРУГ ДРУГА
- Не расскажете об изменениях в составе "Челси"?
- Нет, потому что сейчас пока не знаю. Надо поработать на тренировках, получше узнать игроков.
- Вы главный тренер клуба. Но все последние годы работали со сборными. Не помешает это вам?
- Нет. Я работал в клубах - в Бразилии, Саудовской Аравии, Кувейте, Японии. Разница небольшая. В национальной сборной игроки в твоем распоряжении три дня в месяц, а в клубе с ними надо работать каждый день. И в клубе намного больше значения имеет рост игроков, их желание или нежелание учиться, стараться. Но в целом разница невелика. Мне будет несложно.
- Расскажите о ваших отношениях с Романом Абрамовичем.
- Босс? Рома? Я встречался с ним два раза. Отлично пообщались! Очень его уважаю, а он уважает меня. Это же нормально. Например, я уважаю вас, вы уважаете меня. Когда мы обсуждаем команду, игроков - это нормальный разговор. Этот играет больше слева, тот - больше справа, спереди, сзади... Это нормально. И я не думаю, что в "Челси" у какого-либо тренера были проблемы с мистером Романом.
КАРЬЕРА
l Луиш Фелипе Сколари играл в профессиональных клубах "Кахиас ду Сул", "Жувентуде", "Нову Амбургу", ССА с 1968 по 1982 год.
l Тренером работал с командами:
1982 - "Алагоано"
1982-1983 - "Жувентуде"
1984-1985 - "Аль-Шабаб" (Саудовская Аравия)
1986 - "Бразил де Пелотас"
1986-1987 - "Жувентуде"
1988-1990, 1992 - "Кадсия" (Кувейт) и сборная Кувейта
1991 - "Крикума". Победа в Кубке Бразилии
1991 - "Аль-Ахли" (Саудовская Аравия)
1993-1996 - "Гремио". Победы в Кубке Бразилии, Кубке Либертадорес и чемпионате Бразилии
1997 - "Дзюбило Ивата" (Япония)
1997-2000 - "Палмейрас". Победы в Кубке Бразилии и Кубке Либертадорес
2000-2001 - "Крузейро"
2001-2002 - сборная Бразилии. Победа на чемпионате мира.
2003-2008 - сборная Португалии. 2-е место на чемпионате Европы
С 2008-го - тренер "Челси"
БИОГРАФИЯ БОЛЬШОГО ФИЛА
Родился 9 ноября 1948 года. Имеет бразильское и итальянское гражданство. Прозвища - Большой Фил, Сержант.
Детство провел на ферме. Двойное имя получил в честь двух дедушек, итальянского и испанского.
В школе учился, мягко говоря, не очень прилежно, все внимание уделяя футболу. А в свою бытность футболистом технику владения мячом даже сам считал самым слабым из компонентов. Сильными же - физическую готовность, неуступчивость в борьбе, игру головой.
С супругой Ольгой живет более 40 лет, из них 32 - в браке. Интересно, что Ольга Патинато всегда отличалась любовью к светской жизни, в то время как сам Сколари - домосед. Известно, что именно из-за супруги Сколари в разные периоды жизни бросал работу в Бразилии и соглашался на не самые выгодные предложения в США и на Ближнем Востоке. Ольга всегда лезла в дела команд, которые тренировал Сколари.
Луиш Фелипе прославился рукоприкладством. Доставалось коллегам-тренерам, игрокам - своим и чужим, а также журналистам и болельщикам. А однажды фанаты побили его самого, требуя включить Ромарио в состав сборной. Но Сколари эти доводы не убедили.