Вопреки мрачным уверениям социологов, будто тяга к чтению катастрофически падает, на прошедшем в Центральном доме художника 8-м Московском международном открытом книжном фестивале судьбу книги никто не оплакивал. Наоборот, было много разговоров о том, как она покоряет городскую среду: множатся передвижные библиотеки и книгообменники, в парках, на пляжах, остановках трамваев и автобусов появляются симпатичные книжные лавки. И наблюдается это не только в столице.
Гость ММОКФ Михаил Фаустов рассказалу «Труду», как рискнул открыть в Новосибирске книжный магазин под названием «Собачье сердце». По всей видимости – самый маленький на свете, зато пусто там не бывает никогда. На 9 квадратных метрах на двух этажах постоянно что-то происходит. Собираются художники, авторы любопытных текстов – а таких в Новосибирске предостаточно – и просто неравнодушные люди. Общение нескучное, свободное и с элементами провокативности. По мнению Михаила, все заявления о том, что сегодня нет интереса к книге – миф, подобный слухам о глобальном потеплении. Одно из свидетельств тому – растущая популярность его предприятия.
– В провинции читают больше, чем в Москве?
– Это внегеографическая тенденция. Изменилось качество чтения, оно стало избирательным. А книгу у нас любят, и читают всюду. На днях вернулся из Екатеринбурга. Там мой коллега Сережа Соловьев такую красоту и душевную атмосферу навел в своем магазине – я ахнул… И в Кирове ребята здорово работают, и в Томске, и Барнауле. Разумеется, сейчас не 1998 год, когда фурами привозили одного «Гарри Поттера». Книга стала штучным товаром, а ее продажа неким событием.
Во вполне столичном по размерам Новосибирске только в окрестностях центральной площади Ленина три больших книжных магазина, но их миниатюрному собрату конкуренция не страшна. Здесь и издателей предпочитают некрупных: «Ад Маргинем», НЛО, «Ивана Лимбаха», «Лимбус Пресс». Среди завсегдатаев – и высоколобые профессора из Академгородка, и бармен Максим из соседнего караоке-бара, читающий Гераклита и труды о Пифагоре и пифагорейцах. Сюда приходят за литтелловскими «Благоволительницами» и лимоновскими «Ересями», за прозой Леонида Липавского, Егора Радова и Вячеслава Курицына. А еще за хорошим настроением. Тут его умеют создать: устраивают чемпионаты по чтению вслух «Открой рот», «Комикс-party» или шашлыки во дворе с угощением прохожих.
– Не надо ехать в Америку или Голландию – нужно тот кусочек России, что рядом с вами, сделать уютным, как та же Голландия или что вам нравится, – говорит Фаустов. Моральная прибыль, считает он, дороже денежной. Михаил убежден, что печатная книга будет жить вечно. Электронные ридеры рядом с ней – все равно что MP3 рядом с винилом: первое – доступно, легко, быстро, второе – добротно и круто. Если голоден, можно, конечно, и бигмак на ходу съесть, но домашний-то пирог лучше. Кстати, «Макдональдса» на территории Новосибирска до сих пор нет.