По данным Росстата, 40% населения страны пьют воду, не соответствующую гигиеническим требованиям, а 11% — не отвечающую требованиям безопасности.
В аэропорту Владивостока из самолета вместе со мной вышел командир летного экипажа. В руках у него была небольшая сумка и две канистры воды по 5 литров. «Боитесь штатных отравителей бывшего губернатора?» — пошутил я. «Да нет, просто со своей водой акклиматизация в два раза легче, — серьезно ответил командир. — После 40 лет начинаешь чувствовать такие вещи».
«Нет, он вовсе не параноик, — прокомментировала мое наблюдение заместитель директора НИИ гигиены воды имени Сысина профессор Руфина Михайлова. — Так делают многие пилоты дальних рейсов. Вы же не раз слышали, что вода — это жизнь? Так вот, это не только приевшийся штамп, но и абсолютная правда. Мы ежедневно потребляем внутрь 2–4 литра жидкости. От того, что это за жидкость, зависят наши умственная полноценность, состояние зубов, работоспособность, устойчивость к стрессу, состояние почек и всего организма в целом. В идеальном случае вода должна быть не только без вредных примесей и бактерий, но и сбалансированной по солевому и микробиологическому составу. Особенно важно пить хорошую воду детям в первые месяцы жизни, беременным женщинам, пожилым людям и тем, у кого больные печень или почки. А пилотам, которые постоянно то здесь, то там, важно пить одинаковую воду. В этом случае половина стресса от акклиматизации снимается».
Что течет из крана
Эти рекомендации давно выполняются на цивилизованном Западе, где каждый человек в год выпивает 140 литров бутилированной воды высшего качества. У нас в расчете на всю страну каждому достается только 20 литров, то есть в 7 раз меньше.
«А должны пить по 912 литров бутилированной воды на человека в год, — считает Руфина Иринарховна,-то есть в 6,5 раза больше европейцев, потому что наша
Особенно сейчас, когда талый снег вместе с навозом, стоками со свалок, сбросами мелких предприятий и собачьими экскрементами стекает в водозаборники. Москве, Питеру и еще нескольким крупным городам почти не страшно — вода в их сети поступает через современные водоочистные станции, а вот всей остальной стране стоит побеспокоиться. Более 70% нашего народа пьют воду из поверхностных источников. В такой воде нет фтора и йода, а это гарантирует плохие зубы и туман в голове. Да, раньше мы считали: плохие зубы к 30 годам — это, как говорят, «се ля ви». Пока в
Но вернемся к жидкости, текущей из кранов. Нервным просьба дальше не читать. Проведенные НИИ гигиены воды исследования качества питьевой воды в 80 городах РФ по 100 показателям позволили установить, что, несмотря на различную и даже иногда высокую степень очистки воды с использованием традиционных технологий (коагуляция, отстаивание, фильтрация, обеззараживание хлором), критическими для России являются такие загрязнители, как энтеровирусы и возбудители паразитарных заболеваний (ооцисты криптоспоридий), а в некоторых случаях — и патогенные энтеробактерии.
Более того, в результате высокой (более 60%) изношенности разводящих сетей водоснабжения почти везде происходит вторичное загрязнение питьевой воды, уже прошедшей обработку. Итого: 40% населения получают питьевую воду, не соответствующую гигиеническим требованиям по одному или нескольким показателям, а 11% пьют воду, вообще не отвечающую требованиям безопасности.
Государство приняло на себя отличные гигиенические нормы для питьевой воды и будет их выполнять, но выполнит их явно не сегодня и не завтра. Потому что одна водоочистная станция последнего поколения стоит несколько миллионов долларов. И нам с вами лучше рассчитывать на себя.
Хлор — это жизнь... или смерть
Однажды я спросил известного медика: «Какая технология улучшила нашу жизнь больше всего?» «Хлорирование воды, — не задумываясь ответил он. — Мы перестали умирать от эпидемий, например от холеры, как Чайковский».
Хлорирование позволяет воде, прошедшей десятки километров ржавых трубопроводов, поступить в наши квартиры обеззараженной. При отстаивании хлор легко выходит из воды — за 3–4 часа. Но есть у этого и темная сторона. Хлор вступает в устойчивые соединения с растворенными в воде веществами, которых в водопроводной воде более 500 (тяжелые металлы, остатки реагентов, продукты коррозии) и многие из которых являются сильными канцерогенами и мутагенами. Эти вещества попадают к нам на кожу, когда мы принимаем ванну или душ.
Что же такое хлор для нас — жизнь или смерть? Ответить на этот вопрос каждому предлагается самостоятельно. А мы тем временем расскажем, как проблему обойти.
Глубоко, очень глубоко или инновационно
«
То есть бурить на 110–130 метров, получив предварительно специальное разрешение в органах, управляющих недрами РФ, что довольно реально сделать, объединившись целым поселком или маленьким городком.
В больших городах с централизованным водоснабжением артезианской скважиной проблему не решить — там бурить никто не позволит. Остаются фильтры. Хорошие фильтрующие системы стоят по несколько тысяч долларов и доступны далеко не каждому. Такие системы устанавливают на нулевых этажах хозяева каменных коттеджей. Что же до людей обыкновенных, как мы с вами, — остаются сменные фильтры.
«Картриджные фильтры, — продолжает профессор, — вполне эффективны, если помнить несколько основных положений. Когда картридж выработал свой ресурс (а он у него, как правило, совсем невелик), то он уже не улучшает, а резко ухудшает качество воды. Для эффективной работы картриджных фильтров требуется постоянное сервисное обслуживание, которое в нашей стране практически отсутствует. Выбор фильтра должен производиться с учетом особенностей местной воды: для удаления органических загрязнений, и в том числе продуктов хлорирования, подходят фильтры на основе активированного угля. Для удаления неорганических загрязнений — фильтры на основе
Где искать здоровье?
Но даже самые дорогие фильтры решают только половину проблемы — удаляют из воды минеральные и биологические загрязнители. Для полноценной жизни человека важно не только то, чего в ней нет, но и то, что в ней есть.
85% людей в нашей стране испытывают дефицит йода, 90% — дефицит фтора. Также негусто с кальцием, магнием, калием, бикарбонатами и так далее. Все эти элементы организм должен получать из правильной, полноценной воды, которую можно взять только из бутылки. Но тут тоже есть подводные камни.
Первое: по стране продается довольно много — до 40% — поддельной воды, разлитой из водопровода, поэтому покупать воду стоит в магазинах, вызывающих доверие. Второе: бутилированная вода, в соответствии с последними нормами, делится на два класса: питьевая вода первой категории и питьевая вода высшей категории. Как рассказала Руфина Михайлова, вода первой категории — это просто очень хорошо очищенная вода, безопасная для здоровья. А вот вторая — оптимальная по составу, «из самостоятельных, как правило, подземных, предпочтительно родниковых или артезианских источников, надежно защищенных от биологического и химического загрязнения, дополненная такими показателями, как кальций, магний, калий, бикарбонаты, йод и фтор».
По личному опыту закупок в крупном сетевом магазине могу сказать, что там такая вода продается в разделе «Детское питание».
Минералка — это не всегда нужно
Последний вопрос о воде — можно ли полностью заменить питьевую воду минеральной — мы задали заместителю директора Пятигорского ГНИИ курортологии, доктору медицинских наук Наталье Ефименко.
«Понимаете, это совсем разные продукты, — сказала Наталья Ефименко. — В питьевой воде содержание минеральных солей — 0,1–1 грамм на литр, а в минеральной — 1–15 граммов на литр. Помимо привычных солей в минералке содержится почти вся таблица Менделеева и сложные органические вещества. Уже через полчаса после приема минеральная вода попадает в кишечник и вступает в реакцию с железами внутренней секреции, воздействуя на весь организм — от поджелудочной железы до гипофиза».
Это означает, что минералка при продолжительном использовании может корректировать физическую, интеллектуальную и сексуальную активность человека. Если этот мощный фактор использовать неправильно, можно не только навредить здоровью, но и попасть на операционный стол. Поэтому минеральную воду желательно употреблять только по назначению врача и максимум в течение двух курсов по 30 дней в год.
Удачной вам воды…