На встрече актива Общероссийского народного фронта с президентом страны Владимиром Путиным обсуждались проблемы борьбы с коррупцией.
Очень важна и интересна ваша работа по контролю за госзакупками, — сказал глава государства во вступительном слове. — Это находится на стыке эффективности работы госаппарата и такой очень важной составляющей нашей жизни сегодня, как борьба с коррупцией и злоупотреблениями властью«.
«Фронтовики» действительно пришли с отчетом о реализации антикоррупционного проекта ОНФ «За честные закупки», в рамках которого в России ведется мониторинг заказов для государственных и муниципальных нужд. Как доложил президенту сопредседатель центрального штаба ОНФ, президент «ОПОРЫ России» Александр Бречалов, с 1 сентября 2013 года, когда был запущен этот проект, выявлено более 300 сомнительных закупок на сумму более 150 млрд рублей. Устранено 58 нарушений на сумму более 30 млрд рублей и отменено более 30 аукционов на сумму более 10 млрд рублей.
Точка в этом списке не поставлена. Накануне встречи с президентом ОНФ пообещал направить в Генпрокуратуру запрос по факту строительства за счет бюджетной целевой программы Рязанской области дороги к земельным участкам элитного поселка, строительство которого запланировано в охраняемой зоне музея-заповедника Сергея Есенина, подготовил другие разоблачения региональных чиновников.
Как конкретно греют руки дельцы? Вот некоторые схемы. «Дом культуры, Орловская область, поселок городского типа Колпна, — называет конкретный коррупционный адрес Александр Бречалов. — Здание — 1,3 тысячи квадратных метров — было продано за 242 тысячи рублей. Мы позвонили в администрацию, попытались уточнить, в связи с чем такая невысокая цена. Получили ответ: слава богу, хоть за эти деньги продали, неактуальная недвижимость, ее никак по-другому не используешь. Но буквально через два месяца в интернете на специализированном сайте увидели это же помещение, которое выставляется за цену 6,5 млн рублей... Следующий пример — здание школы. Более 2 тысяч квадратных метров было продано за 650 тысяч рублей. И опять же в интернете на специализированном сайте это здание выставлено на продажу за 18 млн рублей. Здание детского сада продано за 1,1 млн рублей — сейчас перепродано за 5 млн рублей...»
По оценке экспертов ОНФ, таких примеров много — «около ста уже находятся в производстве». А если учесть, что в России более 23 тысяч муниципальных образований, то общий масштаб проблемы становится понятным. Непонятно другое: что с этим делать?
Один рецепт имеется, но не применяется. Причем не первый год. «И борьба вроде бы ведется, а чего-то результатов мало. А результат в таких случаях — это посадки в тюрьму. Где посадки?» — это слова Владимира Путина. Процитированная фраза сказана была почти пять лет назад, в июне 2009 года. Тогда на заседании президиума правительства России обсуждали проблему засилья контрабанды и контрафакта, заполнивших российские магазины на 40%(!). Однако посмотрите, как современно звучат эти слова главы государства сегодня в отношении коррупции при госзакупках для государственных и муниципальных нужд.
«Мы написали соответствующие письма в Счетную палату и в Генеральную прокуратуру, — доложил президенту Александр Бречалов. — Считаем, что по этим эпизодам необходимо провести дополнительные проверки». Но хочется спросить: чем же в Орловской области занимаются местные правоохранительные органы? Ведь «посадками» должны заниматься не активисты ОНФ — для этого по всей стране, в каждой области и районе имеются более специализированные структуры. Почему же они не действуют? Может быть, смотрят наверх и берут пример с начальства?
Там есть на что посмотреть. Буквально вчера в СМИ появилась информация: американская Hewlett-Packard заплатит 108 млн долларов штрафа за то, что подкупала российских чиновников. Дочерняя компания Hewlett-Packard давала взятку представителю российского правительства на сумму более 2 млн долларов для получения крупного контракта по поставке компьютерной техники для Генпрокуратуры России на 45 млн долларов. Случилось это 11 лет назад, но неприглядные факты стали выплывать наружу значительно позже. А в 2010 году генпрокурор России Юрий Чайка уже обещал «при наличии оснований» возбудить уголовное дело в отношении виновных с российской стороны. Никаких действий за этим заявлением не последовало до сих пор.
Между тем юристы утверждают, что за совершение такого преступления российским коррупционерам грозит лишение свободы на срок свыше 10 лет и крупный штраф.
И это не единственный случай, когда зарубежные партнеры разоблачали наших чиновников, участвовавших в коррупционных схемах с иностранными компаниями. В сентябре 2004 года французские власти обвинили нефтяную компанию Total в даче взяток на сумму 20 млн долларов в России и Ираке для получения контрактов. Позже один из юристов Total сознался: компания платила, «чтобы укрепить позиции в этих странах». Ирак своих коррупционеров выявил и посадил, а Россия пропустила информацию мимо ушей.
В 2006 году не были приняты меры к высокопоставленным лицам российских региональных госкомпаний, получившим 38 взяток на 2 млн евро от компании Siemens, о чем сообщала немецкая прокуратура. В 2010 году власти США обвинили автоконцерн Daimler в подкупе чиновников 22 странах мира, в том числе в России. Здесь концерн раздал взяток на 5 млн долларов, а его клиентами были МВД, Минобороны, гараж особого назначения ФСО и правительство Москвы. Результат — нулевой.
Хочется повторить вопрос нашего президента: «Где посадки?»
Спросим и о другом. В 2008 году уже упоминавшийся германский концерн Siemens попался в США на подкупе политиков и чиновников разных стран и был привлечен к ответственности в соответствии с Законом о коррупционных действиях за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act). Результат: концерн признал вину и согласился выплатить в американскую казну свыше 800 млн долларов в качестве компенсации. После чего дело против Siemens и ряда его топ-менеджеров было прекращено в порядке досудебного урегулирования, ущерб был возмещен. Немалую сумму — 185 млн долларов — выплатил в казну США попавшийся на взятках российским чиновникам концерн Daimler. И таких примеров можно привести немало.
Но почему же наши взяточники практически никогда не возмещают ущерб, нанесенный родной стране?
Конечно, проект Общероссийского народного фронта «За честные закупки» приносит немалую пользу — и реальную экономическую, и моральную, так как поднимает народ на борьбу с воровством. Недавно в ОНФ сменился глава исполкома, на этот пост назначен Алексей Анисимов, ранее занимавший пост заместителя начальника управления внутренней политики администрации президента РФ. И он немедленно заявил, что одной из ключевых задач организации станет борьба с коррупцией. «Мы продолжим вырабатывать механизмы этой борьбы, особенно в сфере госзакупок», — уточнил новый глава исполкома ОНФ.
Но есть у «фронтовиков» и другие планы. «Конечно, мы будем продолжать работу по «индексу расточительности», — заявил на встрече с президентом России Александр Бречалов. — Сейчас мы обратили внимание и на другие статьи расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. А также создали отдельную рабочую группу по контролю за публикацией деклараций чиновников. Этот процесс сейчас идет, мы его хотим взять под полный контроль. Мы считаем, что граждане, которые поверили нашему проекту, поверили нашему движению, имеют право получать информацию, что называется, с понятного им ресурса и контролировать эту информацию».
Похоже, линия фронта борьбы с общероссийским воровством расширяется в нужную сторону. Остается надеяться, что наступление принесет казне вполне реальные, осязаемые плоды.
Голос
Никита Масленников, руководитель направления «финансы и экономика» Института современного развития
— Есть технологические методы, они более менее отработаны, хотя большие резервы заключены в ведение в действие в полном объеме законодательства государственных закупок, новых поправок к нему и создание федеральной контрактной системы. Это, дай бог, заработает в полном объеме к 2016 году, но, по крайней мере, серьезным образом позволит сократить коррупционную составляющую на этом фронте. Напомню, традиционно по данным прокуратуры и контрольных органов, в том числе и администрации президента, до 20% иной раз доходит нецелевое использование средств. Когда разворовывается триллионы в год, это, естественно, очень серьезный резерв, поэтому это одна из приоритетнейших управлений, которое никак нельзя оставлять без внимания и снижать интенсивность работы.
Кроме технологических вещей, крайне важны, на мой взгляд, еще некие общие предпосылки. Три важнейших момента. Во-первых, государства чрезмерно много в экономике — это естественно фундаментальная основа коррупции. Когда у вас госсектор как минимум 50% ВВП создается, а то и больше, то это уже некая другая экономика, которая живет не вполне по рыночным правилам.
Второе, у нас есть так называемая бытовая коррупция. Когда граждане вынуждены платить за услуги, которые необходимо получать от государства, но люди в основном не знают своих прав, возможностей, технологических ходов. Тут нужно оказание гражданам услуг в электронной форме, минуя персональное общение с нерадивыми чиновниками. Это уже делается, неплохо поставлена Федеральная налоговая служба, что-то есть в Пенсионном фонде, но это только начало.
В перспективе, конечно, разгружает напряженность коррупционного отношения гражданина и государства, потому что компьютер тут выступает беспристрастным судьей, есть запрос — есть ответ. Но для этого нужно повышение правовой, финансовой и электронной грамотности населения.
Третье направление — усовершенствование налогового администрирования, в связи с деоффшоризации и легализации занятости, а также контролем за миграцией рабочей силы.