Зарубежные инвесторы бегут из России, избавляются от ценных бумаг и останавливают предприятия. Член Совета Федерации Евгений САВЧЕНКО считает, что самое время вспомнить про народные предприятия, где хозяева делятся акциями с наемными работниками. Это путь к гармоничной экономике и вложения в самый надежный капитал, который никуда не убежит. Евгений Степанович знает, о чем говорит. Он 27 лет успешно рулил Белгородской областью (рекордсмен среди руководителей регионов в истории России) и многие из своих идей «народной экономики» воплотил в жизнь.
— Евгений Степанович, сегодня ясно, что рассчитывать нам надо на собственные силы. Вопрос в том, где их взять и как применить?
— Силен тот, кто трезво оценивает реалии. Капитализм с его свободной рыночной экономикой и демократической политической системой себя исчерпал. Об этом открыто заявляют не только его противники, но и апологеты. Причины заката многолики, но главная заключается в порочности природы экономической модели, построенной на перманентном росте материального потребления. В погоне за «золотым тельцом» человеческая цивилизация перешла красную черту экологической устойчивости и встала перед фактом самоуничтожения.
— Как говорят герои голливудских лент перед тем, как спустить курок, «ничего личного — только бизнес».
— Именно. Цель рыночной экономики — прибыль — из повивальной бабки капитализма превратилась в его могильщика, ибо стала причиной неразрешимых противоречий между трудом и капиталом, собственниками и наемными работниками. Это обернулось антагонистической поляризацией общества, не единожды приводившей к социальным революциям.
— Вопрос в том, какое дитя повивальная бабка готова сейчас принять?
— Будущее за моделью устройства общественной системы, стоящей на принципах справедливости, солидарности и гармонии. Как известно, материальные блага создают три субъекта: существующий капитал, труд и природные ресурсы. Соответственно, новая добавленная стоимость распределяется между ними: собственник получает прибыль, наемные работники — оплату труда, а государство — налоги. В либеральной экономике интересы субъектов этой «триады» несбалансированные и даже антагонистические. Собственник предприятия всегда стремится получить и присвоить больше прибыли за счет уменьшения фонда оплаты труда и ухода от налогов.
— Если судить по российским зарплатам, у собственника это хорошо получается.
— Так и есть. Возьмем для примера итоги работы реального сектора экономики за 2021 год. Прибыль составила не менее 30 трлн рублей, а фонд оплаты труда — всего 12 трлн. То есть каждый из 20 млн работников реального сектора на рубль заработной платы производит 2,5 рубля прибыли для владельцев предприятий. Это в среднем, а есть предприятия и целые отрасли, где эта цифра достигает 8-12 рублей. Это чудовищная эксплуатация наемного труда.
— А какое соотношение, считаете, было бы справедливым?
— Должно быть как минимум с точностью до наоборот. В этом случае средняя зарплата работников выросла бы втрое — до 150 тысяч в месяц. А прибыль составила бы 12 трлн, что обеспечило бы средний уровень рентабельности реального сектора экономики около 25%. Согласитесь, очень даже неплохой результат. И справедливый.
— Собственники вряд ли с вами согласятся.
— Кроме их интересов есть еще интересы общества, интересы страны и ее экономики. В этом случае мы бы получили дополнительный, причем беспроцентный инвестиционный ресурс на уровне 15% российского ВВП. Потому что граждане, как покупатели товаров и потребители у-слуг, были и остаются главными инвесторами. К сожалению, мы наблюдаем обратную картину. Наемные работники из-за низких доходов вынуждены занимать деньги в банках и микрофинансовых организациях под большие проценты. Сегодня общая закредитованность физических лиц приближается к 25 трлн рублей. Каждый год заемщики только начисленных процентов отдают банкам более 2 трлн — по 15 тысяч рублей на каждого жителя, включая стариков и младенцев. Неудивительно, что эффективность производства у нас остается очень низкой, а социальная напряженность — крайне высокой.
На смену существующей экономической модели должна прийти другая, выстраивающая справедливые отношения между трудом и капиталом. Условно ее можно назвать «гармоничной экономикой».
— Что вы конкретно предлагаете?
— Выстраивать новые внутрикорпоративные отношения. Суть в следующем: каждый наемный работник в течение определенного времени зарабатывает часть собственности предприятия, дающей возможность получать долю прибыли. То есть доход будет складываться не только из заработной платы, но и из дивидендов. Одновременно меняется и качественный статус человека труда. Постоянное соперничество между собственником и наемным работником постепенно переходит в эффективное, бесконфликтное сотрудничество.
— По сути, речь о народных предприятиях, которые не получили распространения в начале 90-х, когда была сделана ставка на иностранных инвесторов.
— Ну вот теперь история дает им второй шанс. Новый экономический уклад может выглядеть так. Определяется доля уставного капитала, которая со временем станет собственностью трудового коллектива. Желательно, чтобы она была не менее 30% и не более 70%. Срок полного перехода доли собственности можно увязать со временем полного оборота или полной амортизацией основного капитала предприятия, но в любом случае он не должен быть выше 10, максимум 15 лет. В противном случае теряется мотивация сотрудников.
— Остается вопрос, как переходящую долю собственности справедливо распределить в коллективе.
— Для этого утверждается новый порядок внутрикорпоративных взаимоотношений. Он предусматривает распределение доли собственности между сотрудниками пропорционально их заработной плате. С целью соблюдения баланса интересов между управляющими и рядовыми работниками целесообразно фиксировать распределение размера уставной доли между ними. Теперь что касается механизма перераспределения собственности среди сотрудников. Например, если за трудовым коллективом закрепляется доля в 50% от уставного капитала, а срок перехода собственности установлен 10 лет, то ежегодно среди сотрудников будет перераспределяться 5% акций предприятия. То есть на данном предприятии каждые 10 лет акции, закрепленные за трудовым коллективом, будут полностью перераспределяться между сотрудниками в зависимости от их вклада, измеряемого размером реально начисленной заработной платы. При увольнении по собственному желанию или за нарушение трудовой дисциплины сотрудник лишается своей собственности. Она остается на предприятии, и начисленные на нее дивиденды расходуются на социальные нужды предприятия. Во всех остальных случаях собственность не может отчуждаться до тех пор, пока человек работает на предприятии. При выходе на пенсию он может распорядиться своей долей: передать, подарить, завещать, продать.
— Такая трансформация корпоративной собственности должна быть закреплена федеральным законом.
— Это было бы правильно. Однако и в рамках действующего правового поля есть возможность перейти на новую экономическую модель. Можно долю уставного капитала, закрепленную за трудовым коллективом, просто передать в трастовое управление другому юридическому лицу. В этом случае каждый сотрудник будет наделен только правом получения дивидендов на свою долю акций, находящихся в управлении трастовой компании. При создании нового предприятия модель гармоничной экономики можно запустить сразу, а выплату дивидендов начать после расчетов с кредиторами. То есть в данном случае срок полного перехода доли собственности сотрудникам предприятия будет определяться сроком возврата инвестиций.
— Вы называете такую экономику гармоничной. Почему?
— Доля собственности трудового коллектива принадлежит только тем, кто работает, плюс ежегодно ее часть перераспределяется между сотрудниками. Это создает на предприятии всеобщую мотивационную модель взаимоотношений. Каждый сотрудник заинтересован в профессиональном росте. В итоге растет производительность труда, повышается эффективность производства. Сокращается текучесть кадров. Появляются трудовые династии. Наконец, при выходе на пенсию каждый в течение срока оборота капитала получает дивиденды, которые могут исчисляться миллионами рублей.
— В этой схеме есть подводный камень. Какой смысл собственнику делиться с работниками акциями и дивидендами?
— Да самый прямой. Собственник, принявший решение о добровольной передаче части акций сотрудникам предприятия, в финансовом отношении только выиграет. Как показывает опыт народных предприятий, прибыль их за счет роста эффективности может увеличиться в несколько раз. И в выигрыше остаются все.
Факт
Возьмем для примера итоги работы реального сектора экономики за 2021 год. Прибыль составила не менее 30 трлн рублей. А фонд оплаты труда — всего 12 трлн. То есть каждый из 20 млн работников на рубль зарплаты производит 2,5 рубля прибыли для владельцев предприятий. А есть предприятия и целые отрасли, где эта цифра достигает 8-12 рублей. Это чудовищная эксплуатация наемного труда, считает Евгений Савченко.