В последние недели в центре внимания вновь оказались арктические проекты «Роснефти». Крупнейшая российская нефтяная компания не только поставила на баланс запасы нового месторождения в Хатангском заливе, но и завершила масштабную научную экспедицию «Кара-лето-2017».
Первая скважина на шельфе Восточной Арктики
Открытие новой нефтяной провинции на шельфе моря Лаптевых — одно из важнейших событий в мировой нефтегазовой отрасли. «Роснефть» представила в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых материалы, обосновывающие уникальность нового месторождения. Было подтверждено, что извлекаемые запасы на Хатангском участке в акватории моря Лаптевых составляют более 80 млн тонн нефти (по категориям С1+С2). Что касается геологических запасов нового месторождения, то они оцениваются в 298 млн тонн. Нефть месторождения «Центрально-Ольгинская-1» высокого качества — легкая и малосернистая.
В настоящий момент компания продолжает бурение первой скважины на шельфе Восточной Арктики для изучения геологического строения, поиска новых залежей углеводородов и определения дальнейшей стратегии поисковых работ. Бурение ведется с берега, проектная глубина скважины — 5523 метра. Такая технология позволяет значительно сэкономить финансовые ресурсы, обеспечить эффективность и высокие экологические стандарты.
Месторождение было открыто еще в июне 2017 года. Нефть обнаружена в терригенных резервуарах пермского комплекса. В течение последующих месяцев специалисты «Роснефти» и ведущие научно-исследовательские институты провели комплексные исследования керна и пластовых флюидов для оценки запасов месторождения.
«Роснефть» получила лицензию на разработку Хатангского участка в декабре 2015 года. В рекордные сроки компания провела подготовительную работу и в начале апреля 2017 года приступила к поисковому бурению. В этом арктическом регионе «Роснефть» выполнила беспрецедентный объем геологоразведки: 21 тысяча погонных километров сейсморазведки, выявившей порядка 114 нефтегазоносных перспективных структур. Ресурсный потенциал моря Лаптевых составляет, по предварительным оценкам, до 9,5 млрд тонн нефтяного эквивалента.
Вблизи полуострова Хара-Тумус отсутствуют морские порты, а период навигации в этом районе не превышает двух месяцев в год. В период подготовительных работ в 2016 году по морю было доставлено свыше 8 тысяч тонн грузов. Преодолев расстояние в 3600 км через акватории Белого, Карского морей и моря Лаптевых, два грузовых судна ледового класса доставили буровую установку, оборудование и материалы для бурения, модульный жилой комплекс. Бурение ведет собственное сервисное подразделение российской компании — «РН-Бурение». При реализации проекта используются результаты работы первой круглогодичной научной базы компании, расположенной неподалеку от точки бурения.
С 2012 года инвестиции «Роснефти» в освоение арктического шельфа составили около 100 млрд рублей. Компания не собирается снижать темпы работ. Согласно планам, с 2017 по 2021 год объемы инвестиций вырастут в два с половиной раза — до 250 млрд рублей. И это весьма разумная и дальновидная стратегия. Ведь, по оценкам специалистов, к 2050 году арктический шельф будет обеспечивать от 20 до 30% всей российской нефтедобычи. В крупнейшей российской нефтяной компании это прекрасно понимают. В настоящее время «Роснефти» принадлежит уже 28 лицензионных участков на арктическом шельфе с суммарными ресурсами 34 млрд тонн н. э.
Научная революция
Разумеется, условия Арктики требуют инновационного подхода к решению возникающих проблем. Как отмечает профессор Института экономических проблем им. Г. П. Лузина Владимир Селин, «добыча сырьевых ресурсов осуществляется с использованием постоянно усложняющихся технологий, в создание которых вкладываются многие миллиарды долларов и над которыми работают лучшие интеллектуальные силы многих стран мира. Поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что с каждым годом нефть, газ и другие сырьевые продукты становятся во все большей степени продуктами наукоемкими. Освоение объектов сырья на шельфе — это высокотехнологичный процесс, определяющий инновационное развитие целых отраслей и регионов, формирование новых конкурентоспособных кластеров». Более того, развитие новых технологий позволяет включить в хозяйственный оборот те ресурсы, которые раньше вообще нельзя было использовать. Таким образом, можно утверждать, что научное освоение Арктики (исследование макрорегиона и развитие новых технологий) является необходимым условием хозяйственного освоения Крайнего Севера.
Это прекрасно понимают компании, которые играют ведущую роль в освоении арктического шельфа. В частности, «Роснефть» несколько лет назад создала Арктический научно-проектный центр, проводит научные исследования в Карском море, море Лаптевых, в Восточно-Сибирском и Чукотском морях. Компания уже организовала в Арктике 16 научно-исследовательских экспедиций, в ходе которых был собран значительный объем данных в области управления ледовой обстановкой, метеорологии, гидрологии, аэрогеофизических и геохимических методов разведки. Экспедиция «Кара-зима-2015» стала самой масштабной научно-исследовательской арктической экспедицией в мире за последнее 20-летие.
В ходе экспедиций выполнен комплекс ледовых и метеорологических измерений, установлены дрейфующие буи на ледяных полях и айсбергах. Эти буи позволяют в постоянном режиме отслеживать координаты ледовых образований и определять траекторию их перемещения. Изучены физико-химические и морфометрические характеристики айсбергов и торосов, а также распределение водных масс, течения и изменчивость температур. Для исследования ледяного покрова использовались беспилотники, а также вертолеты Ка-32; для изучения морского дна — уникальные телеуправляемые подводные аппараты «Гном» с глубиной погружения до 100 метров. Полученные данные позволяют определить безопасные точки для проведения геологоразведочных работ, спроектировать буровые платформы и другие сооружения, необходимые для нефтедобычи, выбрать маршруты транспортировки углеводородов и возможные трассы подводных трубопроводов.
Еще один важный момент: в результате экспедиций, организованных «Роснефтью», была полностью восстановлена система метеонаблюдений в Карском море. Работы в этом направлении будут продолжены. Очевидно, что единая сеть метеонаблюдения не только позволит оптимизировать работу по геологоразведке и повысить эффективность добычи, но и даст старт целой серии широких научно-исследовательских программ по изучению региона.
Но, пожалуй, наиболее важным достижением научных экспедиций, организованных «Роснефтью», стала разработка системы управления ледовой обстановкой. Завершившаяся в этом октябре экспедиция «Кара-лето-2017» стала уже вторым экспериментом в этой области. И если в прошлом году ученым удалось изменить траекторию дрейфа айсберга весом в миллион тонн, то в этом они побили собственный рекорд, отбуксировав айсберг весом 1,1 млн тонн в условиях ледового поля. Экспедиционные работы выполнялись в акваториях Баренцева и Карского морей. При различных погодных условиях специалисты провели восемь экспериментов по обнаружению и слежению за айсбергами различными техническими средствами, в том числе — беспилотными летательными аппаратами, а также 18 экспериментов по физическому воздействию на айсберги, включая использование буксировочных средств, гребных винтов и водяной пушки. Для буксировки в зависимости от размеров айсберга использовались канат (длина — 1500 метров) и сетка (длина — 900 метров). Усилие на разрыв буксировочной системы составило 115 тонн.
При экспериментах по буксировке айсбергов были получены уникальные результаты: в ходе одного из экспериментов перемещение айсберга за сутки составило 50 миль (из южной части пролива Британский канал в залив Географов острова Земля Георга); максимальная скорость буксировки составила 3,2 узла (около 6 км/ч); максимальная скорость ветра при заходе на буксировку — 15 м/c. Впервые была проведена управляемая буксировка айсберга во льдах сплоченностью до 8 баллов, то есть в условиях раннего льдообразования. Результаты эксперимента принципиальны для расширения сезона бурения в арктических морях.
По результатам анализа собранных материалов специалисты компании разработают матрицы применимости средств обнаружения и воздействия на айсберги. Данные матрицы являются необходимым компонентом развития корпоративной системы управления ледовой обстановкой. Стоит отметить также, что в ходе экспедиции впервые была применена технология оперативного дистанционного сопровождения. Для этих целей был организован Береговой операционный центр на базе Арктического научного центра «Роснефти», оборудованный необходимыми вычислительными мощностями. В режиме реального времени в центр поступала вся информация с ледокола и объектов инфраструктуры компании, установленных ранее в Баренцевом и Карском морях.
Одной из задач экспедиции являлась отработка учебных сценариев по взаимодействию ледокола и Берегового операционного центра при защите условного морского нефтегазодобычного объекта от айсберговой угрозы в Баренцевом и Карском морях. В каждом из сценариев определялось местоположение «платформы» в районе с наличием большого количества айсбергов, степень ледовой опасности для защищаемого объекта, проводился мониторинг дрейфа опасных ледяных образований. Сотрудники Берегового центра обрабатывали и анализировали получаемые гидрометеорологические и ледовые данные, а также результаты дешифрирования спутниковых снимков и в случае необходимости выдавали рекомендации по физическому отклонению айсберга.
Комплекс выполненных в ходе экспедиции мероприятий позволил специалистам «Роснефти» получить уникальный опыт и компетенции, необходимые для обеспечения безопасности геологоразведочных работ на шельфе арктических морей. Все исследования проводились с учетом повышенных требований к промышленной и экологической безопасности.
Суперверфь как инфраструктурный проект
Даже в сложных экономических и политических условиях нефтедобыча на арктическом шельфе может стать локомотивом экономики страны в целом и развития ее северных регионов в частности. Она стимулирует развитие инновационных производств и транспортной инфраструктуры, в том числе Северного морского пути, поэтому прекращать шельфовые проекты нецелесообразно. Развитие нефтедобычи в условиях Арктики способствует созданию высокотехнологичных рабочих мест, росту доходов населения и, что не менее важно, формирует условия для развития других отраслей экономики. «Нефтедобыча на шельфе Арктики, — отмечают эксперты, — это инвестиции в знания и технологии, которые являются основой мощи и суверенитета страны. Следовательно, освоение арктического шельфа способно стать тем мегапроектом, в который государство может и должно инвестировать во имя будущего».
Судоверфь «Звезда», которая строится на Дальнем Востоке по поручению президента консорциумом компаний во главе с НК «Роснефть», как раз и будет служить этой задаче. Неслучайно, по данным опроса ВЦИОМа, проект создания ССК «Звезда» российские граждане назвали одним из самых важных инфраструктурных проектов последнего времени.
СК «Звезда» обеспечит поставку судов и морской техники для освоения арктических месторождений
Согласно исследованию ВЦИОМа, о создании судостроительного комплекса знает каждый третий россиянин (33%). Около половины из них уверены, что реализация проекта укрепит позиции нашей страны на международной арене (48%), еще 43% ожидают, что благодаря этому будут созданы новые рабочие места. К основным положительным эффектам от проекта относят также развитие судостроительной отрасли (90%) и экономики страны в целом (88%), улучшение социально-экономической ситуации на Дальнем Востоке (85%). Ожидается развитие отечественного высокотехнологичного производства (83%) и повышение инвестиционной привлекательности (81%). С другой стороны, признается и значимая роль комплекса в укреплении позиций России в Азиатско-Тихоокеанском регионе: 73% опрошенных сказали о важности строительства «Звезды» для повышения уровня безопасности в регионе, 72% согласны с тем, что это поможет улучшить инфраструктуру и транспортное сообщение между странами, 68% — развить экономические связи.
В минувшем сентябре президент РФ Владимир Путин заложил на верфи четыре судна снабжения и принял участие в торжественной церемонии открытия тяжелого достроечного стапеля. «Сейчас важно как можно быстрее выйти на решение главной стратегической задачи — начать выпуск полноценной линейки средних и крупнотоннажных судов и морской техники, — заявил президент. — Уже утвержден перспективный план загрузки предприятия до 2035 года. Рассчитываю, что он будет выполнен, будем за этим следить, потому что это одно из ключевых условий успешной работы предприятия. Не только «Роснефть», но и «Газпром», и «Новатэк», и другие наши компании должны выполнять этот план и заранее делать эти заявки и, может быть, даже и большие заявки, потому что потенциал перевыполнения этого плана у «Звезды», безусловно, есть».
Глава государства отметил, что судоверфь «Звезда» — это масштабный проект, значимый для всей страны, который уверенно развивается, идет вперед. «Работы на предприятии выполняются по графику, уже начато строительство судов и морской техники», — добавил президент. По словам главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина, введенный в эксплуатацию с опережением графика стапель оснащен мощным крановым хозяйством, состоящим из семи кранов, в том числе уникального крана «Голиаф» грузоподъемностью 1200 тонн, одного из крупнейшего в мире по своим размерам (высота — 139 метров, длина поперечной балки — 230 метров). Максимальная грузоподъемность кранов на существующих российских верфях не превышает 500 тонн.
Портфель заказов верфи составляет в настоящее время 14 судов. Для того чтобы верфь была экономически эффективной, необходимый объем заказов судов и морской техники до 2035 года должен составить 178 единиц средних крупнотоннажных судов и морской техники.
Точка приложения капитала
Как следует из доклада, подготовленного в 2015 году Национальным советом по нефти (National Petroleum Council) по заказу правительства США, сланцы — это промежуточный этап, и в первую очередь ставку энергетическим компаниям нужно делать на Арктику. В докладе, над которым работала группа американских экспертов во главе с нынешним госсекретарем США Рексом Тиллерсоном, который занимал тогда пост председателя совета директоров ExxonMobil, арктический шельф назван «основой обеспечения долгосрочной устойчивости мировой нефтяной отрасли», а ресурсы России на шельфе — «наиболее перспективными».
Стоит отметить, что заявления Shall и Statoil о прекращении буровых работ в арктических широтах ввиду их нерентабельности эксперты трактуют в ином ключе. «Основной проблемой и ошибкой Shall и Statoil, — говорит один из ведущих специалистов по проблемам освоения Арктики и офшорного бурения, профессор Калифорнийского университета Джон Уайтли, — был выбор месторождения. Согласно данным Американского геологического общества, запасы нефти в Российской Арктике значительно богаче, а расположение месторождений значительно удобнее, поэтому представляется крайне маловероятным, что Россия столкнется с теми же проблемами».
Главное макроэкономическое значение Арктики, считают эксперты, заключается в том, что это перспективная точка приложения капитала. Огромное перепроизводство денег, спекулятивные рынки в нулевые годы привели к серьезному кризису. Но сейчас все поняли, что нужны долгосрочные проекты, при которых капитал создавал бы инфраструктуру и сам себя воспроизводил. Современная экономика не может существовать без точек приложения капитала, причем высокоприбыльного приложения. Однако существует явный дефицит таких проектов, ведь возникают они только в результате технологических прорывов, которые открывают новые сферы для освоения. Это явление крайне редкое. И освоение арктического шельфа могло бы стать основой для такого прорыва. Арктика, по мнению авторов доклада, является наиболее естественной и правильной точкой приложения капитала.
«Главный путь освоения Арктики, — отмечает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, — это путь хозяйственного освоения. Здесь то, что не работает, долго не существует. Формы освоения следующие: геологоразведка и подготовка к нефтедобыче, развитие транспорта, и в первую очередь СМП, глобальная система связи, туризм (который у нас не развит, а потенциал арктического туризма огромен), морские ресурсы, развитие техники и технологии, в первую очередь робототехники». На освоение Арктики тратятся и будут тратиться огромные ресурсы, в том числе финансовые. При этом процесс освоения не является самоцелью. Он имеет смысл только в том случае, если его результатом будет введение в хозяйственный оборот уникальных сырьевых запасов региона и его транспортного потенциала. В каком-то смысле хозяйственное освоение — не только один из путей освоения Арктики, но и его цель. Хозяйственное освоение региона для современной мировой экономики — не прихоть, а жизненная необходимость. И даже если гипотетически представить себе подписание договора о создании «арктического заповедника», у стран — участников такого договора не будет ни ресурсов, ни желания фактически поддерживать на огромных пространствах заповедный режим. Чтобы защитить экологию Арктики, нужны ресурсы и технологии, а получить их можно только в ходе освоения региона.
Повторим: освоение российского арктического шельфа — одно из самых перспективных направлений в нефтедобыче. Можно вспомнить, что результаты поискового бурения «Роснефти» в Карском море на структуре «Университетская-1» превзошли самые смелые ожидания. Только первая скважина позволила поставить на баланс суммарные начальные извлекаемые запасы в 130 млн тонн нефти и 396 млрд кубометров газа. Тогда «Роснефть» открыла Карскую морскую провинцию, которая, как считают специалисты, по объему ресурсов превосходит такие нефтегазоносные провинции, как Мексиканский залив, бразильский шельф, шельф Аляски и Канады. Игорь Сечин предложил назвать месторождение в Карском море «Победа». Сверхлегкая нефть месторождения превосходит эталонную нефть марки Brent, а также марки Siberian Light и WTI и сопоставима по характеристикам с нефтью месторождения «Белый тигр» шельфа Вьетнама.
В целом в районах, которыми Россия уже владеет и на которые претендует, находится более 250 млн баррелей нефти и газа в нефтяном эквиваленте, что составляет 60,1% всех запасов Арктики. Прилегающий к территории РФ арктический шельф может стать в XXI веке основным источником углеводородного сырья как для самой России, так и для мирового рынка. Из 6,2 млн кв. км российского континентального шельфа интерес для поиска нефти и газа представляют 6 млн, то есть почти вся его площадь, из них 4 млн кв. км — это наиболее перспективные участки.
«Роснефть» уже опубликовала перечень оборудования и техники, которые требуются на различных этапах освоения морских нефтегазовых месторождений. В компании дают понять, что для освоения арктического шельфа потребуются подводные роботизированные комплексы, судовые двигатели, турбины, насосы, компрессоры, электрогенераторы, радиоэлектронное оборудование, гидрометеорологические, аварийно-спасательные и ремонтные технологии, спутниковые системы и средства обработки космических данных. Даже одна скважина на структуре «Университетская» потребовала создания мощной системы судового обеспечения: в Карском море работали спасательные и транспортные суда, ледоколы, плавучие гостиницы. Можно представить себе, какая развитая инфраструктура понадобится здесь в ближайшие годы, когда число поисковых скважин увеличится, а затем начнется коммерческая добыча арктической нефти.
Эксперты убеждены, что освоение шельфа означает строительство новых портов, морских платформ, атомных и дизельных ледоколов, совершенствование систем навигации и связи на всем протяжении Севморпути. Кроме того, отмечается, что арктические проекты стимулируют строительство аэропортов, самолетной и вертолетной техники, предназначенной для полярных территорий, производство придонного оборудования, создание линий энергоснабжения в арктических широтах, разработку хладостойких металлов. Арктический проект может стать катализатором серьезной эволюции «Роснефти» в своего рода инкубатор для развития национальной сервисной индустрии, технологический хаб, связывающий ТЭК с такими отраслями, как электроэнергетика, машиностроение и транспорт.
Ставка на арктическую нефть
О возрастающем интересе руководства страны к Арктическому региону свидетельствует создание Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Таким образом, в российских политических кругах существует отчетливое понимание того, что будущее страны неразрывно связано с судьбой полярных регионов и их развитие является национальным приоритетом.
Конечно, учитывая нынешнюю ситуацию на рынке, о прибылях от арктической нефти пока говорить не приходится. Существуют менее масштабные и более рентабельные проекты. Однако никто из экспертов не сомневается в том, что рост потребления углеводородов продолжится. И на Западе, например, прекрасно понимают, что, если не разрабатывать месторождения в Российской Арктике, нефти и газа в необходимых рынку масштабах не будет.
По оценкам ведущих мировых аналитических центров, к 2020 году потребление нефти вырастет на 10% от сегодняшнего уровня. Возникнет дефицит, и, чтобы обеспечить приемлемую норму инвестиционной доходности для проектов полного цикла, предполагающих разведку и бурение на новых месторождениях, а также строительство инфраструктуры, цены на черное золото поднимутся. Арктический проект, безусловно, является проектом полного цикла: затраты на логистику и инфраструктуру в Арктике значительно выше, чем затраты на бурение (чтобы вести здесь добычу углеводородов, нужно построить более 500 судов обеспечения, не говоря уже о платформах, береговой инфраструктуре, опорных пунктах). Однако все ключевые игроки на рынке продолжают делать ставку на Арктику.
Стоит обратить внимание, что даже после снижения цен на нефть интерес западных стран к полярным областям нисколько не снизился. Периодически начинаются споры о разделе территорий, арктические державы выдвигают свои претензии на участки континентального шельфа. Отчасти их интерес можно объяснить военно-стратегическими целями, ведь Северный Ледовитый океан — самое короткое расстояние между Америкой и Россией. Однако ключевую роль, конечно, играет углеводородная арктическая лихорадка. На Западе, как известно, любой проект рассматривается не только с позиции сиюминутной выгоды, но и с точки зрения стратегической важности. Очевидно, что в долгосрочной перспективе работа на арктическом шельфе будет рассматриваться уже не как сомнительная или дорогостоящая затея, а как необходимый инструмент экономического развития.
Следует понимать, что вложения в нефть в конечном счете всегда рентабельны. Потребность в углеводородах как в энергетическом сырье сохранится еще долгое время — атомная и альтернативная энергетика не смогли заменить «традиционную», а термоядерная так и не возникла. К тому же нефть — ресурс конечный, исчерпаемый, а значит, предложение ее в стратегических масштабах возрастать не будет, спрос же не будет падать.
Некоторые эксперты предлагают в период низких цен свернуть временно дорогостоящую, нерентабельную деятельность и вернуться к ней лишь тогда, когда цены вновь поднимутся. Но здесь следует учитывать, что консервация в условиях Арктики обходится гораздо дороже, чем эксплуатация, а результатом зачастую является потеря законсервированного объекта. К тому же арктические проекты — проекты масштабные, а значит, долгосрочные. Период низких цен, даже по самым пессимистичным прогнозам, продлится недолго. И наибольшую выгоду получит тот, кто успеет занять максимальный сегмент рынка к тому моменту, как будет восстановлено «инвестиционное равновесие». Даже в случае пессимистичного сценария, чтобы иметь преимущества в период высоких цен, осваивать Арктику нужно уже сейчас. Если же верить оптимистам, то работу на шельфе следует не сворачивать, а резко ускорять. Только тогда мы успеем к началу новой эпохи дорогой нефти и сможем эффективно воспользоваться преимуществами, которые она нам предоставляет.