Значит, нам есть все-таки чем гордиться? Долгие годы в рядах нашего правительства состоял лучший в мире министр финансов, а теперь вот еще одно достижение, незаслуженно остающееся в тени на фоне падающей отечественной экономики. Впрочем, тех, кто до сих пор не оценил всех прелестей российской налоговой системы, господин Улюкаев строго-настрого предупредил: «Не трогай лихо, пока оно тихо».
Вот только вряд ли призыв министра услышат инвесторы или предприниматели, которые уводят деньги и бизнес в офшоры и теневой сектор. «Не надо работающую систему пытаться докрутить, — убеждал министр ведущего популярной радиостанции. — У нас столько всего неработающего, а налоговая система — работающая». Но весь вопрос в том, за кого или против кого фискальная система работает.
Самое удивительное, что сам же министр косвенно ответил на этот скользкий вопрос. В том же интервью Алексей Улюкаев сообщил, что отток капитала по итогам года ожидается на уровне 100 млрд долларов. То есть реальные и потенциальные инвесторы ни за какие коврижки не желают вкладывать деньги в российскую экономику, за состояние которой упомянутый министр отвечает. А что определяет деловой климат? Защищенность собственности и налоги.
Вряд ли обрадуют откровения министра предпринимателей и наемных работников. Пресловутая плоская шкала налогообложения бьет по карману прежде всего тех, у кого меньше зарплата. Это одна из причин, по которой работники не возражают, когда предприниматель, дабы сэкономить на налогах, уводит бизнес в тень и платит зарплату в конвертах.
Полтора года назад вице-премьер Ольга Голодец призналась, что 38 млн граждан «непонятно где заняты, чем заняты и как заняты». Рискну предположить, что с тех пор на рынке труда вряд ли что-то изменилось в лучшую сторону, скорее наоборот. А значит, больше 40% трудоспособного российского населения по-прежнему трудится в теневом, или сером секторе экономики, где налоги платить считается дурным тоном. То есть миллионы людей в стране фактически нарушают закон и рискуют понести наказание, что вряд ли им доставляет удовольствие. Но в правительстве не считают нужным даже попытаться понять, какая неодолимая сила выталкивает в тень хозяев бизнеса и наемных работников.
Впрочем, на самом деле ответ известен. Достаточно вспомнить декабрь 2012 года, когда с подачи правительства вдвое увеличились страховые взносы для самозанятых. Наверное, министры посчитали, что малый бизнес без слов раскошелится, а казна разбогатеет. Однако скоро пришлось подсчитывать не доходы, а потери, потому что взносы в 35 тысяч рублей в год оказались неподъемной ношей для очень многих. За какие-то полгода в России закрыли свое дело около 650 тысяч предпринимателей и фермеров, то есть практически каждый пятый представитель малого бизнеса.
А теперь история может повториться. Весной приняты поправки в Налоговый кодекс, которые опять осложнят жизнь малому бизнесу. Работающие по упрощенной системе налогообложения предприниматели с 2015 года будут обязаны платить налог на недвижимое имущество. Само собой, начислять его будут по новой системе, исходя из кадастровой стоимости объекта. Эксперты общественной организации «ОПОРА России» подсчитали, что поправки увеличивают фискальную нагрузку на 200 млрд рублей. Эти деньги собираются вынуть из карманов владельцев химчисток, парикмахерских, офисов, небольших кафе и прочих мелких предпринимателей.
«Сегодня мы видим на телеэкранах скорбные лица представителей правительства, которые рассказывают об отсутствии роста экономики, — так комментировал ситуацию председатель комитета по бытовому обслуживанию «ОПОРЫ России» Дмитрий Несветов. — По последней оценке ЦБ, рост составит менее 1%. В стране осталось всего два экономических драйвера: инвестиционный климат и малый бизнес. Инвестиционный климат в связи с политическими обострениями вряд ли скоро оправдает ожидания. А нынешние поправки подрезают последний катализатор экономического роста».
На самом деле не показная, а реальная скорбь если и омрачит чело чиновников, то по другому поводу. Алексей Улюкаев вспомнил про лихо, которое будить ну никак нельзя, когда разговор зашел о перспективах введения прогрессивного налогообложения. Хотя именно такая система действует сегодня во всех цивилизованных странах, где считается справедливым брать больше налогов с богатых. Однако наши министры за плоскую шкалу стояли и стоят горой. Ну а кому это выгодно, догадайтесь сами.
Штрихи
Что общего у заместителя министра финансов Сергея Шаталова с японцем Миядзаки? Оба рекордсмены. Недавно 103-летний японец Хидекичи Миядзаки вышел на беговую дорожку и побил мировой рекорд на стометровке, преодолев спринтерскую дистанцию за 29,83 секунды. Рекорд для тех, кому перевалило за сотню лет. Но и он меркнет перед достижением Сергея Шаталова. Чиновник, которому в январе стукнет 65, сидит в своем кресле почти два десятилетия. А ведь год во власти идет за три — как на войне. Такая усидчивость объясняется тем, что именно господин Шаталов создал нынешнюю налоговую систему, он до сей поры считается главным в правительстве специалистом в столь деликатной сфере.