Власти Европейского союза перечислили правящему на Украине политическому режиму три миллиарда евро. Это очередной транш кредита от стран – членов «большой семерки» (G7) под доходы от реинвестирования замороженных российских активов.
О перечислении денег сообщила в социальной сети X председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Кредит выдан в рамках инициативы ERA (программа экстренного кредитования Украины Extraordinary Revenue Acceleration).
А верховный комиссар ЕС по внешним связям и политике безопасности Кая Каллас уточнила, что этот кредит будет погашаться за счет «экспроприированных доходов от активов России». По ее словам, таким образом Евросоюз намерен «поддерживать украинскую экономику», чтобы Украина высвободила деньги «на военные нужды».
В декабре 2024 года премьер-министр украинского правительства Денис Шмыгаль сообщил, что Украина получила от США первый транш за счет замороженных российских активов в размере одного миллиарда долларов. Тогда пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в связи с этим заявил, что перечисление Украине денег может в перспективе стать поводом для судебного преследования. Он также заверял, что Россия «никогда не оставит в покое» тех, кто примет решение об изъятии ее замороженных активов.
В октябре лидеры стран – членов G7 опубликовали совместное заявление, в котором объявили о достижении договоренности относительно деталей предоставления Украине кредита в размере $50 миллиардов. Подчеркивалось, что займы «будут обслуживаться за счет будущих доходов от замороженных суверенных активов России в рамках правовых систем стран G7 и международного права». При этом США обязались взять на себя выделение Украине 20 миллиардов долларов. Остальную сумму, как предполагается, направит Евросоюз.
Размер кредитной программы G7 для Украины под проценты от активов России составляет до 45 миллиардов евро или 50 миллиардов долларов. Этот кредит выделяется на срок в 40 лет. Это означает, что страны ЕС пообещали своим партнерам в G7 - США, Великобритании, Канаде и Японии - что заблокированные в европейских юрисдикциях суверенные российские активы более чем на 200 миллиардов евро не будут «разморожены» в течение этого времени.