Информационной бомбой можно назвать оперативные статматериалы об учительской зарплате в каждом субъекте Федерации, впервые размещенные на сайте Росстата и вызвавшие большой переполох в губернаторском корпусе. Данные говорят: ситуация с оплатой труда педагогов выглядит совсем не так благополучно, как официально считалось до недавнего времени.
С прошлой осени пытался раздобыть эту статистику. Звонил директорам школ, знакомым педагогам. Трижды письменно обращался в Росстат с просьбой предоставить редакции ежемесячные таблицы по оплате труда учителей и медиков. Шли недели, ответа не было. И лишь в последний рабочий день 2012-го из Росстата сообщили: запрашиваемые сведения появились на сайте федеральной службы. В одном из глубоко запрятанных подразделов нашел их, и стало ясно: размещение этих данных в открытом доступе потребовало от руководителей Росстата немалого мужества...
Напомню: 7 мая прошлого года президент Владимир Путин подписал указ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В нем была четко поставлена задача:
в 2012-м среднюю зарплату педагогических работников в системе общего образования поднять до уровня средней по экономике в соответствующем регионе. Этот социальный норматив позже был закреплен в новом законе «Об образовании в Российской Федерации».
В Москву полетели первые оптимистичные рапорты. В начале ноября Владимир Путин провел контрольное совещание «О ходе модернизации региональных систем общего образования». Особое внимание, естественно, было уделено повышению зарплаты учителей. «Мы фиксируем крайне положительную динамику, – бодро доложил главе государства министр образования и науки Дмитрий Ливанов. – В 62 регионах еще в декабре 2011 года средняя зарплата учителей достигла или превысила среднюю по экономике региона. Темпы увеличения зарплат очень значительные».
Единственная закавыка: «очень замечательных» перемен не заметила почти половина российских педагогов, то есть полмиллиона учителей. По данным исследования, которые привел на совещании президент, в 2012-м об увеличении зарплаты сообщили 51,6% опрошенных. Но 40,5% педагогов ответили, что получка осталась на уровне предыдущего года. А 7,9% респондентов заявили, что получили даже меньше, чем в конце 2011-го.
Таким существеннейшим образом расходятся рапорты министра и губернаторов с реальной жизнью.
А дело в методике подсчетов. Получку учителей в текущем году сравнивали со средней региональной зарплатой в четвертом квартале прошлого года или за весь 2011 год.
Почему, спрашивается, нельзя сопоставить текущую зарплату учителей и текущую зарплату в целом по экономике региона в первом квартале? Во втором квартале? Год к году? Чтобы ориентироваться не на вчерашний день, а на сегодняшний. Президент дал указания, надо выполнять их. Но у чиновников свои подходы. В «конкретизирующих» документах использовались методики расчетов, позволяющие субъектам Федерации брать за эталон именно прошлогоднюю региональную зарплату по экономике в целом.
И «очень прекрасно» получилось: аж 62 субъекта РФ из 83 досрочно решили поставленную главой государства задачу. Но решили-то на бумаге. И тут, как назло, появляются таблицы Росстата. А они свидетельствуют о другом: в январе – октябре прошлого года не в 62, а в единственном субъекте – Москве получка работников образования была выше, чем средняя по экономике города. А на остальных 82 территориях этого, увы, нет.
Объективности ради надо заметить, что непосредственно учителя получают все-таки чуть больше: по сравнению со средними цифрами по школам – на 10–15%. С учетом этого можно предположить, что в октябре прошлого года в 20 субъектах Федерации поставленную Владимиром Путиным задачу действительно удалось решить. По итогам же 2012-го число успешных регионов, как прогнозируют аналитики, может увеличиться в лучшем случае вдвое – до 40. Запомним эти цифры и сравним их с теми, которые привел в докладе министр Ливанов: уже в 2011-м таких территорий было 62. Где же потерялись остальные 20–25 успешных территорий?
На уже упоминавшемся ноябрьском совещании президент дал жесткую оценку таким манипуляциям: «Недопустимо, когда некоторые регионы, чтобы показать хорошую статистику, в конце года начинают накачивать заработную плату учителей, а в начале следующего года подкручивают это все вниз, в обратную сторону, в сторону уменьшения. Я прошу никого такой «арифметикой» не заниматься. Она не только унижает граждан, но и дискредитирует саму идею и саму власть в целом». Как бы то ни было, но объективные данные Росстата стали холодным душем для многих губернаторов.
Есть здесь еще одна опасность. Понятно, что повышение оплаты труда требует и более эффективной работы. Но интенсификация не должна подрывать здоровье педагогов. А можно ли, работая на одну ставку, получать достойные деньги? Многие учителя сомневаются в этом. В Смоленской области объявлено: увеличение получки педагогов в декабре на 14% позволит достигнуть прогнозируемой средней зарплаты по региону – 18 300 рублей. «Я только что узнала свою новую зарплату, – пишет в ответ на том же сайте www.smolensk-i.ru, где была опубликована эта новость, учительница начальных классов Галина Полохова. – Мой педагогический стаж – 32 года, первая категория. Ставка – 8414 рублей. Плюс работа в группе продленного дня (4207 рублей), плюс классное руководство (1262), плюс проверка тетрадей (420). До озвученных 18 300 рублей далеко». Легко подсчитать: новая зарплата Галины Полоховой при работе на одну ставку составляет 14 303 рубля, что почти на четверть меньше прогнозируемой средней по экономике в 2012-м.
Оппоненты возразят: мол, частный случай. Хорошо, посмотрим, какова будет картина в целом по Смоленской области и другим регионам в нынешнем первом квартале. Если, конечно, руководители Росстата или высокопоставленные чиновники вновь не «закроют» оперативную статистику. Однако и в этом случае по своим каналам мы попытаемся найти правдивые цифры. Скрыть их будет невозможно. Да и нужно ли? Хорошо информированный источник сказал мне, что, когда речь идет о поручениях президента и о выполнении требований закона, такие сокрытия или, еще хуже, манипуляции с цифрами могут иметь печальные последствия для чиновников любого ранга.
Голос
Татьяна Куприянова, заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования:
– Повышение зарплаты педагогов, как и модернизация системы образования, – безотлагательное требование времени. Без этого невозможно ни обновлять кадры, ни сохранять опытных учителей, на которых во многом держится система школьного образования. Чтобы не оказаться в арьергарде мирового развития, мы должны готовить новую смену на принципиально новом уровне. И качество обучения будет зависеть прежде всего от педагогов.
Профсоюз активно участвует в разработке предложений, направленных на укрепление кадрового потенциала образовательных учреждений, включая совершенствование оплаты труда педагогов. С учетом в том числе и наших предложений Росстат с начала 2013 года будет проводить мониторинг зарплаты не только в целом по отдельным уровням образования, но и конкретно по учителям, другим категориям педагогических работников. Эти данные должны предоставляться ежеквартально по каждому региону.