Мир скоро узнает, что Россия способна поставлять не только нефть, газ, зерно и водку. Минсельхоз объявил программу поддержки экспорта уникальной продукции, которой нет ни в одной другой стране. Среди первых государственную поддержку получат производители и экспортеры таежных дикоросов и оленьих пантов.
Поначалу новость о том, что российские власти собираются стимулировать экспорт оленьих рогов, кедровых орехов, грибов, ягод и прочих даров дикого леса скептики приняли было за предновогодний розыгрыш. И совершенно напрасно. Меры поддержки уже официально закреплены в правительственном документе с замысловатым названием «Программа развития экспорта нишевой продукции с высокой маржинальностью до 2020 года».
Так чем же собирается удивить мировое сообщество Минсельхоз? В первую очередь, как мы уже говорили, пантами (не путать с набившими оскомину новорусскими понтами, которыми давно никого не удивить!). Панты — это молодые рога горных оленей, испещренные сетью мелких кровеносных сосудов и обладающие уникальными целебными свойствами. На мировом рынке их продают по цене если не золота, то уж точно серебра — от 400 долларов за килограмм. При этом панты пользуются практически неограниченным спросом в странах Юго-Восточной Азии, где широко используются в медицине и косметологии.
Программа поддержки Минсельхоза предусматривает компенсацию производителям пантов транспортных перевозок, расходов на сертификацию и таможенное оформление. Кроме того, предусмотрено финансирование совместно с научным сообществом Южной Кореи исследований, доказывающих наличие уникальных свойств рогов российских маралов и пятнистых оленей. Результаты исследований должны способствовать популяризации продукции и завоеванию новых рынков. Хотя и сегодняшние масштабы уже обнадеживают. Так, по итогам прошлого, 2016 года только в Гонконг и Южную Корею было экспортировано 115 тонн пантов на общую сумму более 35 млн долларов.
Производителям и добытчикам грибов, ягод, орехов на первом этапе предлагается налогообложение на льготных условиях, которыми сегодня пользуются аграрники. Кроме того, в ближайших планах — разработка программы развития отрасли пищевых лесных ресурсов и обновление законодательной базы.
По мнению экспертов, Минсельхоз прилагает усилия в правильном направлении. В связи с мировым трендом на здоровое питание растет спрос и на таежные дикоросы, который в настоящее время далеко не удовлетворен. На сегодняшний день масштабы этого рынка оцениваются как минимум в 100-120 млн долларов. К тому же не стоит забывать и о внутреннем спросе, который также превышает предложение.
По словам управляющего партнера консалтинговой группы Step by Step Анастасии Птухи, в России в настоящее время заготовки таежных дикоросов и лекарственных растений составляют не более 20% от тех объемов, которые были нормой для системы потребкооперации в советские времена. С тех пор лесов и полей у нас меньше не стало, как раз наоборот, но пользуемся мы их дарами куда хуже прежнего. Получается, что этот сегмент рынка открывает колоссальные перспективы для наращивания производства.
Отдельным направлением в программе развития экспорта становится продвижение российских брендов с закрепленными географическими наименованиями на зарубежных рынках. Сегодня тех же грибов лисичек наша страна ежегодно отправляет на экспорт сотни тонн. Но европейские едоки даже не догадываются, что у них на столе именно российские грибы, выросшие и собранные в естественных условиях. Так происходит потому, что 95% наших грибов покупают прибалтийские оптовики, которые затем перепродают их уже под своими брендами в торговые сети Старого Света.
В свое время, кстати, с аналогичной проблемой сталкивались и китайские производители нишевой сельскохозяйственной продукции. Из неудобного положения они вышли довольно изящно — купили несколько крупных европейских оптовых компаний и избавили себя от необходимости раскручивать новые бренды на интересных для себя рынках. Но, к сожалению, воспользоваться удачным китайским опытом отечественный Минсельхоз вряд ли сможет хотя бы по причине банальной нехватки сил и средств. Хотя главный дефицит — это целеустремленность. А она даже в тайге не растет.