Понятие «соцпакет», которое вошло в обиход в конце 1990-х, включает в себя не только предусмотренные трудовым законодательством условия труда, но и дополнительные льготы и выплаты, которые закрепляются в коллективном договоре между работодателем и сотрудниками.
Подобный документ делает прозрачными и понятными отношения между персоналом и бизнесом. Как это выглядит на практике, «Труду» рассказала Вера Суслова, председатель Совета трудового коллектива (СТК) компании «Балтика», где в конце мая был подписан уже второй коллективный договор. Как и предыдущий, он будет действовать в течение трех лет.
– В этом году СТК отмечает свое пятилетие. Скажите, кто выступил инициатором его создания и какие при этом ставились цели?
– СТК был создан по обоюдному решению трудового коллектива и руководства компании в 2007 году, чтобы представлять интересы всех сотрудников предприятия и участвовать в социальной политике компании. Перед нами стояла задача разработать и подписать с руководством коллективный договор.
– Его вы считаете, видимо, своей главной победой?
– Хотя согласно новому колдоговору наш социальный пакет стал еще соли-днее – увеличились выплаты по рождению ребенка, по вступлению в брак и т.д. – я считаю, что не это – наша главная победа.
Самое важное, что даже в сложные для компании времена – и в период кризиса, и после утроения акциза на пиво в 2010 году, когда объемы продаж значительно снизились, – у нас в полном объеме сохранились все льготы, а некоторые даже расширились, в частности, в 2009 и 2010 годах зарплата работникам была увеличена в среднем на 8–10% в год, и условия колдоговора были полностью выполнены.
– Сейчас говорят об инертности рядовых сотрудников – дескать, они не верят в то, что с бизнесом можно договариваться. Как показывает ваш опыт, могут ли они добиться от собственников и топ-менеджмента компании решений, в которых заинтересованы?
– Слово «добиться» – не наше слово, мы ведь вместе работаем. У нас так не говорят и так не думают. Мы всегда совместно обсуждаем и принимаем обоюдное решение.
В практике взаимоотношений работодателя и работников на «Балтике» так было всегда: делегаты от работников выдвигали свои аргументы, руководство свои, мы слышали друг друга и находили компромисс.
До 2007 года у нас не было СТК и колдоговора, но у нас были корпоративные праздники, дополнительные выплаты по больничным листам и командировкам, питание, всегда вовремя выплачивалась зарплата. Наш опыт показывает, что всегда можно найти общее решение. Недаром «балтийская» политика по персоналу начинается со слов: «Мы ценим наших сотрудников, так как они являются основой нашего успеха». В нашей компании текучести кадров практически нет. Надо отметить, что некоторые ушедшие от нас сотрудники, поработав в других компаниях, потом возвращаются, сделав выбор в пользу «Балтики», и это говорит о многом. Это показатель и работы СТК, и отношения руководства компании к персоналу в целом.