В российском хоккее страсти кипят не только на льду, но и в зарплатных ведомостях. Боссы наших клубов вроде бы скупее стали в желаниях, но это была минутная слабость. Судите сами: в текущем сезоне впервые был установлен столь низкий лимит на легионеров: не более трех в клубе. До завершения регулярного чемпионата еще далеко, а уже все больше сторонников расширения этого лимита.
Руководство КХЛ не скрывает, что планирует вернуться к пяти иностранным хоккеистам, и 15 из 20 клубов Лиги поддержали такое решение. Более того, раздаются предложения вообще убрать все ограничения. Причем эти голоса чаще исходят от клубов второго эшелона КХЛ: дескать, опытные середнячки-иностранцы хоть как-то помогут конкурировать с клубами-богатеями из обеих столиц.
А о чем, собственно, речь? К началу нынешнего регулярного чемпионата КХЛ до российских клубов доехали из отпусков и были заявлены на турнир 34 игрока, подпадающих под категорию легионеров — это на 20 клубов Континентальной хоккейной лиги. Из них 24 канадца, 12 граждан США (включая разными способами получивших гражданства Белоруссии и Казахстана), семь словаков, по три шведа и чеха. Для сравнения: два года назад в КХЛ играли 26 шведов, 16 чехов, 17 финнов, а сейчас представителей Суоми в КХЛ вообще нет ни одного, а вот представительство Канады, США и Словакии за это время почти не изменилось. У-чтем тут и тот факт, что на минское «Динамо» и «Барыс» лимит не распространяется.
КХЛ с самого начала создавалась по образу и подобию НХЛ. Но серьезной конкуренции с заокеанской Лигой не получилось. Все-таки разный уровень финансирования и уровня жизни. Самые дешевые цены на билеты на матчи НХЛ уже после пандемии — 30 долларов на высокой галерке. В России по такой цене можно попасть на самые «козырные» места на трибунах. За океаном куда эффективнее налажена работа с рекламодателями и платными телеканалами. Три года назад ESPN купил права на трансляции матчей НХЛ за 400 млн долларов на сезон. Контракт заключен на семь лет. Нашему хоккею о таких деньгах пока мечтать не приходится, тут вся надежда на федеральный и региональный бюджеты. Не в обиду будет сказано: пока конкуренция между двумя лигами напоминает соревнование Эллочки-людоедки с Вандербильдихой из романа Ильфа и Петрова...
Теперь посчитаем деньги в чужих карманах. Из легионеров, игравших в КХЛ в последние полтора года, самые большие зарплаты получают Рид Буше (США) — 95 млн рублей, Дмитрий Яшкин (Чехия) и Жан-Себастьян Деа (Канада) — 80 млн рублей, Алекс Бродхерст (США) — 70 млн, Энди Андреофф (Канада) — 65 млн. Это суммы за сезон. Прибавив сюда бонусы и то, что у нас налоги ниже, чем в Европе и Северной Америке, этих хоккеистов смело можно назвать долларовыми миллионерами.
Из россиян больше них получает только Владимир Ткачев — 100 млн. На одном финансовом уровне с самыми богатыми гостями — Александр Радулов, Максим Шалунов, Антон Бурдасов, Сергей Толчинский, Вячеслав Войнов, Константин Окулов, Вадим Шипачев... Обратим внимание: все названные россияне — в возрасте от 28 до 36 лет. Стоит ли удивляться, что российская талантливая молодежь всеми правдами и неправдами стремится уехать за океан, даже несмотря на объявленные строгости на сей счет?
При таком раскладе КХЛ в нынешнем ее состоянии уже нельзя рассматривать как кузницу кад-ров для будущей сборной России. А из ныне выступающих в КХЛ иностранцев вряд ли кто-то сможет настолько прибавить в мастерстве, чтобы попасть в НХЛ или хотя бы сыграть на чемпионате мира и Олимпиаде. Хозяева наших клубов берут их к себе лишь для решения местечковых задач — попасть в плей-офф. Почти все легионеры кочуют из клуба в клуб. И потому было всем удивительно слышать слова известного функционера Леонида Вайсфельда: «Если 40 папуасов выйдут на лед и займут первое место, для болельщиков они все будут своими».
На что тут же отреагировал двукратный олимпийский чемпион, известный аналитик хоккея Александр Кожевников: «Про 40 папуасов может сказать только папуас, ничего не знающий о России, не понимающий нашу страну. Российский болельщик в первую очередь идет на своих хоккеистов — из родного города, области, страны».
Болельщиков также заинтриговало высказывание Кожевникова о появившейся надежде на то, что сборная России все-таки может получить свой шанс сыграть на Олимпийских играх 2026 года. Мы обратились к Александру Викторовичу за комментарием, и в разговоре с корреспондентом «Труда» он все разложил по полочкам:
— Даже при нынешнем размере потолка зарплат в 900 млн рублей в КХЛ в случае снятия всех санкций с России в наши клубы могли бы трудоустраиваться до пяти иностранных хоккеистов, достаточно высокой квалификации. Они нужны не только для того, чтобы команды некоторых городов успешно конкурировали с Москвой и Санкт-Петербургом, но и чтобы российская молодежь быстрее училась и перенимала профессиональные навыки, работая рядом с опытными мастерами. А более пяти — это уже слишком. Пока и о прибавке к трем вообще не вижу смысла говорить. Такого количества хороших легионеров, согласных в нынешних условиях ехать в Россию, просто нет.
Что касается шансов на Милан-2026, то я исхожу из соглашения между МОК и НХЛ, которое наконец-то достигнуто. В ближайших двух зимних Олимпиа-дах могут принять участие все сильнейшие профессионалы. На предыдущие Игры боссы Национальной хоккейной лиги не отпустили игроков и не стали делать перерыв в своем чемпио-нате потому, что МОК не захотел с ними делиться выручкой. Сейчас финансовое соглашение достигнуто, а значит, при участии Кучерова, Панарина, Капризова и других наиболее ярких российских игроков НХЛ это увеличило бы ажиотаж в хоккейном олимпийском турнире и доходы организаторов. Так что заокеанская Лига, несомненно, теперь будет давить на ИИХФ и МОК, чтобы наши в Милане все-таки играли:
Ну что же, надежды не только юношей питают.