Главная Культура 18:36 08 Августа 2018 2370
Послевкусие любви

Короткометражка молодого режиссера Георгия Заозерского победила в интернет-конкурсе

Сергей Бирюков
Героиня Ксении Щербаковой буквально излучает женский свет. Кадр из фильма «Послевкусие», предоставлен съемочной группой

Профессиональное жюри конкурса «Окно в интернет», проводимого в Сети навстречу 26-му фестивалю «Окно в Европу», назвало лучшим фильмом драму «Послевкусие» студента режиссерского факультета ВГИКа, ученика Владимира Хотиненко Георгия Заозерского. Среди достоинств камерной ленты молодого постановщика по мотивам классической советской пьесы – тонкое вживание в радости и боли людей той эпохи, что, все дальше отдаляясь во времени, продолжает мощно влиять на нас сегодняшних. А еще в новой работе удивило редкое для современного кино единение красоты с правдивостью.

Фильм, снятый при поддержке киноконцерна «Мосфильм», воспроизводит эпизод знаменитой пьесы Леонида Зорина «Варшавская мелодия». Лишь один из многих, поэтому обходится без зоринского названия в титрах. Но удивительным образом передает дух этого замечательного произведения о любви, которая осмеливается противопоставить холодному разъединенному миру свою соединяющую силу.

Этот шаг молодого постановщика мне кажется очень точным. Вступать в конкуренцию с классическим вахтанговским спектаклем Рубена Симонова (и его телеверсией 1969 года), где сыграли великие Борисова и Ульянов, выдерживать сравнение с современными постановками питерского Малого драматического и московского Театра на Малой Бронной было бы самонадеянно и безрассудно. А вот набросать то, что в живописи и музыке называется «этюд» – прекрасный шанс достичь компромисса между юностью автора и его стремлением к содержательной глубине.

Напомню сюжет: в послевоенном 1946 году на концерте в Московской консерватории случайно встречаются двое молодых людей, русский Виктор и полька Гелена. Возникает взаимное чувство, на пути которого встают политические законы времени.

Мы проживем с Витей и Гелей не 20 лет, как это происходит в «полнометражной» пьесе, а только один вечер, точнее несколько десятков минут около полуночи под новый 1947 год. Но в этом эпизоде, как в капле воды, сконцентрирована драма жизни.

Режиссер не перебарщивает с деталями. Короткий «настроенческий» кадр в трогательно-архаичном, как старый ботинок, автобусе, везущем героев к их встрече… Дальнейшее происходит в комнате героини, где стоят книги в потускневших переплетах, играет патефон с пластинками Вертинского, светят неяркие лампы: атмосфера нехитрого уюта, которую самыми скромными средствами умели создать люди, истосковавшиеся за войну по теплу. Оператору Антону Мировичу удается передать ценность каждого мгновения. Кадры в картине досконально продуманы и самодостаточны, порой хитро задуманы, словно запрятаны в волшебные зеркала, но всегда композиционно ясны. Проста, тиха и магически притягательна мерная капель рояльных звонов (музыка Алексея Айги). Простота, от которой житель и зритель XXI века изрядно отвык…

Сегодня нет не только таких автобусов и пластинок с красными наклейками. Не видно молодых парней с высшим образованием, которые бы всю ночь разгружали вагоны для того, чтобы сделать подарок девушке. Увы, редко встретишь и девушку, которая бы сочетала в себе нежность и гордость, красоту и ум, чувственность и здравый смысл. Эту девушку из прошлого изумительно играет актриса Ксения Щербакова. О которой, признаюсь, раньше я ничего не знал, да и сегодня знаю немногое об этой выпускнице Школы-студии МХАТ, уже в молодые годы успевшей пройти «свои университеты» в театрах, сериалах, музыкальных группах… Но твердо могу сказать: от ее Гели, буквально излучающей женский свет и игривое, неподражаемо-польское и до мельчайшей лучинки в глазах искреннее обаяние, невозможно оторвать глаз.

Создателям фильма, на мой взгляд, удалось показать, как за короткий промежуток времени кардинальным образом меняется внутренний мир героев. Удачным мне видится и название картины – «Послевкусие». Зритель с первых минут и до конца понимает, что он – свидетель чужой жизни, другой истории, что все им увиденное – в давно прошедшем времени, но он ощущает его вкус, музыку, цвет.

Кстати, о цвете. Насыщенные краски – праздничное Гелино платье индиго, бордовые туфли, которые бережно надевает на ее ножки Виктор (Валерий Ушаков), красный патефон – таковы главные акценты, выделяющиеся на скромном фоне комнаты и неярких сполохов новогодней ночи с ее туманом и таинственным флером.

И вот что еще поражает. Ведь в плане физического действия за эти 25 минут – совсем немалое время в кино – практически ничего не происходит: ну восторг героини по поводу туфелек, ну ее милый шок от того что друг на ее девичьей кровати заснул с устатку после тех самых вагонов. Несколько па совместного танца, несколько секунд единственного за весь фильм поцелуя… А ни мгновения не скучно, не пассивно, не провально в смысле драматургии чувств и человеческого взросления. Конечно, шляпу долой перед мастерством Леонида Зорина. Но и респект тем, чей хваткий глаз в малой страничке драматургического материала сумел разглядеть эпоху и связь времен.

Да, есть зазубринки – у кого из куда более опытных мастеров их нет: можно было потщательней поработать над польским акцентом, поаккуратнее подобрать музыкальный ряд – в СССР Вертинского издавали мало, и, если не ошибаюсь, не те романсы, что звучат с пластинки… Но это так мало значит для общего эмоционального воздействия, для смысла кинематографического послания!

Этот фильм Георгия Заозерского – опыт путешествия в прошлое. Но не только. Да, сегодня нам дико представить себе, что в Советском Союзе с февраля 1947 года были на государственном уровне запрещены браки с иностранцами – обстоятельство, которое поставило крест на личном счастье героев «Варшавской мелодии» и котором нам сообщают словесной надписью в самом конце ленты. Людоедский указ, конечно, давно отменен – но разве сегодняшний мир смог преодолеть разобщенность? Представьте нынешнюю Московскую консерваторию – велика ли вероятность, что вы встретите там сегодня польскую студентку? Да что там польскую: если у вас родственники, допустим, на братской (как мы всегда считали) Украине, то часто ли вы их видите?..

Вот почему фильм звучит современно. Это отнюдь не политическая агитка об ужасах сталинизма. Картина – о коротком миге счастья, которое «было так возможно», и заканчивается она ровно перед тем, как этому счастью обрубили крылья. Плохого мы не увидим. Хотя узнаем о нем. Фильм красив и правдив – редкое единство.

Фестивальные хиты «Опасная близость» и «Актерище» появились в онлайн-кинотеатрах

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадры с сайта kinopoisk.ru

В Москве прошел фестиваль стриминговых платформ Original+, в котором приняли участие 11 ярких новинок. Гран-при завоевала комедия «Актерище» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. А приз «За оригинальное...

100 лет назад родился великий актер Иннокентий Смоктуновский

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Vadim Nekrasov, globallookpress.com

Помните забавный эпизод из фильма "Москва слезам не верит"? Середина 1950-х, праздничная толпа у входа в кинотеатр. "Вы тоже артист?" - спрашивают героини у мужчины, с которым только что поздоровался Георгий Юматов. "Да,...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5052
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Соперничество двух российских кинопремий стало отдельным увлекательным сюжетом

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

В московском театре «Маска» прошла церемония вручения премии «Ника». Наряду с «Золотым орлом» это одна из главных национальных кинопремий в нашей стране. За «Никой» даже...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Вокруг шоумена постоянно возникают какие-то слухи

Труд
Фото: © Petrov Sergey, globallookpress.com

Почему-то вокруг этого человека постоянно возникают разговоры с изрядной дозой конспирологии. До февраля 2022-го для всех он был просто преуспевающим шоуменом, имеющим именную программу на Первом канале. Когда началась СВО,...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 00:01 / 28 Марта 2025 4297
Убивать легко?

К четвертому году СВО родное ТВ наконец-то научилось показывать войну

Сергей Беднов
Труд
Фото: www.kinopoisk.ru

Минпромторг предложил отечественным разработчикам в сотрудничестве с Минобороны создать российскую компьютерную игру «о дронах на СВО». Залогом успеха должны стать «захватывающий геймплей, хорошая графика,...