Главная Работа Учеба 00:09 07 Июня 2013 154
Российские пилоты будут повышать мастерство в Сколково

Осталось выяснить: кому и куда?

Анатолий Журин

Минтранс озвучил громкую инициативу: в наукограде «Сколково» скоро начнут повышать квалификацию пилотов, которых так не хватает российским авиакомпаниям. Займется этим делом американский Boeing, который поставит тренажеры, стенды и другое необходимое оборудование.

Это не благотворительность: американская компания намерена поставить на рынок СНГ самолетов на сумму в сотни раз больше. Масштабный бизнес-проект особенно приятно подпитывать кадрами, выращенными в сколковском налоговом раю. Один только вопрос: а где же отечественные школы, которые готовят пилотов для гражданской авиации?

Ответ простой: российские авиаперевозчики сделали выбор в пользу продукции американской авиастроительной корпорации. Только в парке «Трансаэро» сейчас 90 боингов, оформлен заказ на четыре суперсовременных «Боинга-787». Львиная доля парка этих машин в «Аэрофлоте» (хотя здесь больше любят Airbus), в «Сибири» (S7) и в «ЮТэйр»...

В «Аэрофлоте» два года назад такую школу создали. Там подготовка пилотов проходит в два этапа и обходится в 80 тысяч долларов за голову. Может, там учат плохо? Как раз наоборот. В Минтрансе сообщили, что вся организационная работа в Сколково поручена бывшему руководителю аэрофлотовской школы, опытнейшему пилоту Станиславу Тульскому. Как нам стало известно, Станислав Георгиевич месяц назад вынужден был покинуть прежнее место работы, так и не сумев добиться разрешения готовить полноценных командиров лайнеров. По действующему законодательству школы при национальных авиакомпаниях могут выпускать пилотов только... любительского уровня.

Похоже, статус Сколково поможет обойти этот правовой тупик. Во всяком случае Минтранс уже объявил, что новая летная школа решит проблему дефицита кадров — российским авиакомпаниям не хватает сейчас порядка 1200 командиров судов. Любопытно, как согласуется со сколковской новацией лоббируемая ранее инициатива все того же ведомства о привлечении в кабины наших самолетов до 200 гастарбайтеров. Эта скандальная тема закрыта? Или мы имеем дело с еще одним продавливаемым заинтересованными лицами проектом, призванным предоставить нашим прямым зарубежным авиаконкурентам решать свои проблемы за наш счет? Гложут и сомнения такого рода: в российской Кремниевой долине, создававшейся для прорыва России в области современных технологий, наших пилотов станут обучать летать только на иностранных самолетах.

Четверть века назад в стране система обучения пилотов успешно работала. Вот как инициативу Минтранса комментирует бывший начальник управления учебными заведениями МГА СССР Юрий Дарымов:

— Система государственной подготовки летного состава существует. По правилам она должна обеспечивать помимо выдачи выпускникам летного свидетельства еще и налет по правилам ИКАО — 150 часов сначала на однодвигательном, потом на двухдвигательном самолете. К сожалению, сумма выделенных летным училищам бюджетом средств на обучение, в том числе и на покупку летательной техники, была урезана втрое — осталось 100 млн рублей вместо 300. В результате Краснокутское и Бугурусланское училища готовят пилотов только на Ан-2, Сасовское — только на Л-410. Более-менее выдерживает марку Ульяновское училище, но всего этого в рамках потребностей отрасли крайне недостаточно. Поэтому я могу понять авиакомпании, которые не удовлетворены уровнем государственной подготовки летного персонала. Они готовы открывать школы, находить деньги. Но все упирается в законодательный барьер: выдать просто удостоверение недостаточно, так как в соответствии с Воздушным кодексом пилот должен получить и соответствующее образование. А авиакомпании не имеют лицензии на такое образование, какое есть в государственных учебных заведениях.

Получается как в скверной басне: государственные училища не имеют средств, а коммерческие — лицензии. Вот если бы авиакомпании не тащили каждый на себя одеяло, а объединили усилия по созданию частно-государственного партнерства вокруг имеющихся уже училищ, то проблему кадров пилотов давно бы решили, причем без зарубежной помощи.

У нас в училище курсанты шутили: «Можно даже медведя научить держать штурвал. Вопрос в том, как долго он будет лететь». В мое время из 300 выпускников родного Бугурусланского училища отобрали 30, и нас сразу распределили по предприятиям. Я попал в Красноярский авиаотряд, и оттуда меня сразу направили переучиваться на Ли-2. Кстати, тогда это было признание заслуг, ты чувствовал себя чуть ли не космонавтом. Потом были Ил-14, Ил-18, то есть обеспечивался ступенчатый рост, а с ним и профессиональное мастерство. Так рождались настоящие пилоты и командиры. А когда эта цепочка разрывается, получается катастрофа наподобие донецкой семилетней давности с пулковским Ту-154 — помните, второй пилот, недавний выпускник училища, не знал, как помочь командиру, и кричал в эфире: «Дяденьки, не убивайте!»

 

Учительница русского языка из подмосковных Химок поплатилась за свое чувство юмора

Артем Скворцов
Труд
Kадры видео из Telegram-канала Mash

Чувство юмора ценится не всеми, не везде и не всегда. Эту истину может усвоить на собственном опыте учительница русского языка из подмосковных Химок. Там случился форменный скандал, грозящий педагогу оргвыводами....

Учеба 00:02 / 18 Октября 2024 6114
Погружение в профессию

«Роснефть» создала эффективную систему подготовки кадров для своих предприятий

Антон Захаров
Труд
Фото пресс-службы ПАО «НК «Роснефть»

Участие работодателей в образовательном процессе крайне важно для подготовки качественных специалистов. Чтобы программы обучения соответствовали реальным потребностям экономики, российский бизнес включается в подготовку кадров на самых...

Также зампред Совбеза подчеркнул, что нужно полностью исключить пребывание в стране иностранцев, представляющих угрозу безопасности 

Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com

Российским школам пора заканчивать принимать на обучение детей мигрантов, не знающих русского языка: из-за этого страдает общий уровень образования. Об этом в четверг, 31 октября заявил заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий...

Профильный комитет нижней палаты парламента отклонил соответствующий законопроект

Фото: Алексей Белкин/news.ru, globallookpress.com

Депутаты Государственной думы отклонили законопроект, предлагавший отменить обязательную сдачу Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и предоставить выпускникам школ право выбора между ЕГЭ и традиционными выпускными экзаменами. Как сообщает...

Соответствующее предложение на заседании Совета по поддержке русского и других языков народов РФ поддержал Владимир Путин 

Фото: © Bulkin Sergey, globallookpress.com

Министерство просвещения РФ планирует разработать государственные учебники по русскому языку и родным языкам народов РФ, как и по всем обязательным школьным предметам. Об этом во вторник, 5 ноября сообщают «Ведомости» со ссылкой...

По словам президента, при этом нужно учитывать реальные потребности при трудоустройстве

Фото: Наталия Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Президент России Владимир Путин предложил закрепить уровни владения русским языком для мигрантов с учетом реальных потребностей при трудоустройстве. Об этом сообщает «Интерфакс». «Общие правила в части знания русского языка...

Госдума рассмотрит законопроект о запрете приема в школы детей мигрантов, которые не говорят по-русски

Гузель Агишева
Труд
Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

20 ноября в Госдуме будет рассмотрен странный (так это будем называть) законопроект: не брать в школы детей мигрантов, которые не говорят по-русски. Решила почитать, что же думают о нем педагоги и директора...

Председатель Госдумы предложил парламентским комитетам подумать об этом

Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин предложил парламентским комитетам обсудить вопрос целесообразности сдачи Обязательного государственного экзамена (ОГЭ) после девятого класса, если школьник собрался поступать в колледж или техникум. «Зачем...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?