Главная Культура Афиша 02:40 07 Июня 2011 2654
Наказание для звезды
Западные актеры должны быть максимально аккуратны в делах и поступках. Иначе их перестают пускать в приличные дома
Юрий Геворкян

Для последнего фильма Ларса фон Триера, «Меланхолии», устроят спецпоказ на Московском международном кинофестивале. Сам режиссер, не исключено, тоже приедет в столицу. Если напрячься, можно понять президента фестиваля Никиту Михалкова и программного директора Кирилла Разлогова — до 33-го ММКФ осталось совсем чуть-чуть, а они так и не залучили ни одну звезду экстра-класса. Только команда создателей «Трансформеров-3», открывающих фестиваль, заглянет на михалковский огонек, совместив приятное с полезным.

В других обстоятельствах приезду фон Триера можно было бы только радоваться. Но нужно ли привечать в Москве, столице страны, победившей фашизм, человека, не так давно признавшегося, что он «понимает Гитлера»? Канны на скандальное заявление датчанина отреагировали, объявив его персоной нон-грата, но приз Кирстен Данст, сыгравшей главную роль в «Меланхолии», все же вручили. Осудили условно, переводя на человеческий язык.

Однако в Голливуде после такой выходки фон Триеру делать нечего. Вряд ли его когда-нибудь пригласили бы туда снимать дорогое кино, хотя все его громкие фильмы последних лет не обходились без громких имен с «фабрики грез». Назвав же евреев в Каннах «занозой в заднице», режиссер неосмотрительно задел чувства многих голливудских продюсеров, которые теперь отсоветуют многим актерам связываться с фон Триером.

В Голливуде вообще жестко обходятся с людьми, не умеющими держать язык за зубами. Наглядный пример — Мэл Гибсон. В 2006 году актер позволил себе спьяну антисемитские высказывания. Реакция последовала жесткая. На четыре года Гибсон исчез с радаров, вернувшись лишь в 2010-м с фильмом «Возмездие». Увы, картина с треском провалилась в прокате и не пользовалась успехом на DVD. Мэл погоревал, но недолго. В рукаве у него оказался припасен козырной туз, который должен был позволить ему вернуться в высшую лигу, — фильм «Бобер»...

В 2008 году сценарий картины возглавил составляющийся 250 студийными управляющими список лучших голливудских рукописей, не ушедших в разработку. В режиссерское кресло села Джоди Фостер. Однако в разгар съемок Гибсон разругался с Оксаной Григорьевой, выбил подруге пару зубов, и тогда уже от актера отвернулся весь Голливуд. У Гибсона сорвались несколько крупных проектов, да и судьба «Бобра» долгое время висела на волоске. Лишь поручительство и мольбы Фостер, человека, пользующегося в Голливуде всеобщим уважением, спасли картину. Фильм все-таки вышел в прокат, его даже показали на минувшем Каннском кинофестивале, но в США он шел всего в 168 кинотеатрах (обычно блокбастеры выходят на 3500 площадках), сделал мизерную кассу и скоро будет снят с проката.

Как сложится карьера Мэла дальше? Только в прошлом месяце он заявил о своем желании поучаствовать в паре амбициозных картин в ролях второго плана, но студии не спешат подписывать с неуравновешенным Гибсоном контракт, даже за ничтожные деньги. Репутация дороже.

Студиям в принципе все равно, как ведут себя лицедеи в свободное время и как складывается их личная жизнь. Продюсеры понимают, что звезда, получающая многомиллионные гонорары, отдыхает не так, как клерк со средней зарплатой. Джордж Клуни может позволить себе пару раз в год стать героем светской хроники, главное, чтобы, приходя на шоу Эллен Дедженерес или Дэвида Леттермана, он мог обсудить не только свой новый фильм, но и ситуацию на Ближнем Востоке, борьбу с раком и реформы образования. В общем, звезда должна иметь гражданскую позицию и соблюдать главное правило Голливуда — «не наезжай ни на кого публично». В противном случае кара будет жестокой. Вопреки расхожему мнению карьера Тома Круза пошла на спад не после идиотской выходки на шоу Опры Уинфри, когда он скакал по дивану, признаваясь в любви к Кэти Холмс, а после того, как актер всенародно довольно резко осудил Брук Шилдс за то, что она лечила постродовую депрессию медикаментами, а не витаминами и спортом. Матери Америки не на шутку ополчились на актера и посоветовали ему держать свое мнение при себе, тем более что с материнством он не знаком и не будет.

Но жестче всего, пожалуй, голливудская система обошлась с Исайей Вашингтоном. Бывший летчик ВВС США, патриот, участник нескольких благотворительных организаций, примерный муж — в общем, со всех сторон прекрасный человек, да еще и чернокожий, что в политкорректной Америке немаловажно. В 2007 году он назвал своего партнера по сериалу «Анатомия Грейс», открытого гомосексуалиста Ти Ар Найта, «педиком». Найт это услышал и рассказал всему свету. В итоге Вашингтона с позором выгнали из сериала, сейчас актер работает преимущественно в театре и занимается общественной деятельностью. А это совершенно иной уровень публичности. За прошедшее со скандала время он снялся лишь в одном фильме, который вышел только на DVD.

В России, увы, на самые вопиющие выходки звезд до сих пор смотрят сквозь пальцы. Если в США достаточно одной неудачной фразы, чтобы пустить карьеру под откос, то у нас наоборот — звездный статус спасает от наказания даже за рукоприкладство. В прошлом году Филипп Киркоров избил девушку, несколько лет назад Никита Михалков зарядил ногой в голову пареньку, которого держали его охранники. Однако скандалы на их карьерах никак не отразились. Певец сейчас как никогда часто мелькает в телевизоре, а режиссеру общество если что и припоминает, так только политическую позицию или использование мигалок.

Налицо кардинально противоположный подход к понятию «звезда» в России и США. В Голливуде звезде не возбраняются человеческие слабости, но в то же время она несет социальную ответственность и ее действия и слова ограничены негласными нормами. У нас же звездный статус — это возможность пренебречь моралью. Поэтому фон Триер для наших киношников — вполне желанный гость. Хотя, по-хорошему, в стране, победившей фашизм, датчанину после его выходки в Каннах делать нечего. Может, стоит начать меряться с Голливудом не только спецэффектами и бюджетами?

На российский экран выходит «Анора» - фильм-победитель Каннского фестиваля

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Фото: kinopoisk.ru

Не исключено, что помимо «Золотой пальмовой ветви» фильм получит еще и с полдюжины номинаций на «Оскар». Это сугубо американский проект, но нашей публике он интересен во многом потому,...

Афиша 00:05 / 18 Октября 2024 4057
Не только сын Бухарина

В Третьяковской галерее открылась выставка Юрия Ларина – художника уникальной зоркости и судьбы

Елена Широян, искусствовед
Труд
Юрий Ларин с матерью, сестрой и братом. 1956 год. Изображения предоставлены Третьяковской галереей

Верная заветам своего основателя, приверженца современного ему отечественного искусства, Третьяковка знакомит нас с художниками нашей эпохи. Героем нового проекта стал признанный в кругу профессионалов, но не слишком известный...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?